Гордость за Беларусь. Продукты питания

Гордость за Беларусь

«СБ. Беларусь сегодня» продолжает необычный проект (начало в 
№ 1020303540455155606570758084899398103109114118123127132137142, 147, 152) с руководителем Аналитического центра ЕсооМ, членом общественно‑консультативного совета при Министерстве образования, членом правления Союза писателей Беларуси Сергеем Мусиенко. Этапы построения независимой и суверенной Беларуси мы рассматриваем через все стадии жизни рядового белорусского гражданина на основе сухих цифр статистики, авторитетных мнений и непреложных фактов. В основе этого проекта — данные многолетних социологических исследований Аналитического центра ЕсооМ.

Продукты питания

В конце 1980‑х и начале 1990‑х годов деградация производства продуктов питания на постсоветском пространстве шла организованно и стремительно. Объем выпуска некоторых продуктов сократился в разы, были введены карточки на продовольствие. Пустые магазинные прилавки, очереди и дефицит — грустная примета того времени.

Сегодня обеспечение продовольственной безо­пас­ности — один из приоритетов государственной социально‑экономической и аграрной политики Беларуси. И это в полной мере согласуется с Целями тысячелетия ООН в области устойчивого развития. Продовольственная безопасность определена как важнейшая составляющая национальной безопасности и необходимое условие обеспечения высоких жизненных стандартов населения. В основе действующей системы — Концепция национальной продовольственной безопасности Беларуси, принятая 10 марта 2004 года.

В целом экспорт сельхозпродукции и продуктов питания из нашей страны в 2019 году составил 5,5 млрд долларов, продемонстрировав рост на 4,5 % к уровню 2018‑го.

Беларусь в 2019 году экспортировала молочной продукции почти на 2,4 млрд долларов, что на 15,5 % больше уровня 2018‑го. При этом экспорт сыров и творога составил 995,6 млн долларов (рост на 22,7 %), масла сливочного — 376,9 млн (рост на 6,6 %), молока и сливок сгущенных и сухих — 451,5 млн (рост на 11,7 %), молока и сливок несгущенных — 178,2 млн (рост на 0,8 %), пахты, йогурта и кефира — 182 млн долларов (рост на 15,2 %).

Беларусь сегодня производит около 2 % всех твердых сыров в мире, а в 2020 году превысит цифру экспорта сыров в один млрд долларов в годовом эквиваленте!



До 91 % от общего объема производства занимают твердые и полутвердые сыры, выпускается 330 наименований сыров (в Швейцарии — около 450 сортов). Наша страна занимает четвертое место среди крупнейших мировых экспортеров сыра. Впереди только страны ЕС как единый игрок, США и Новая Зеландия. Позади — Швейцария, Австралия и другие страны.

Производство за четверть века выросло почти в десять раз, а экспорт сыров в 2019 году составил 183 000 тонн, или более 73 % от производства. В 2019 году «Савушкин продукт» выпустил на рынок новую линейку твердых сыров с особым вкусом, полюбившуюся потребителю, — «Сыры из Александрии», а также освоил производство популярных в Европе финского сыра и мягких творожных крем‑сыров (Cream Cheese). С 2005 года в стране практически вдвое выросло производство йогуртов и сметаны.

В тройку лидеров по производству сыра в Беларуси входят ОАО «Савушкин продукт» и его подразделения — ОАО «Березовский СК» и ОАО «Туровский МК». Эти три предприятия в совокупности выпускают почти треть (31,3 %) сыров в республике.

Фото Алексея Столярова.

Секрет сырного и молочного успеха — в глубокой технологической модернизации ферм и перерабатывающих предприятий, культуре производства. Специалист из Швейцарии был на производстве в Березе и не нашел отличий от предприятий на родине. И даже заметил, что в Беларуси схожее оборудование, как в Германии, Австрии и Швейцарии, но только новее.

Есть еще одна причина — в сырных традициях. За время ­БССР и четверть века независимой Беларуси воспиталась не одна плеяда сыроваров страны. В уникальном учреждении образования — Слуцком государственном колледже, директором которого почти 30 лет работает Борис Брониславович Блахин (а до того с 1975 года директором был его отец Бронислав Григорьевич), — первый выпуск маслоделов и сыроваров состоялся еще в 1950 году. В 1984‑м Слуцкое ПТУ‑97 пищевиков (так тогда оно называлось) получило диплом I степени Госпрофобра ­СССР и было занесено в Книгу почета в павильоне «Профтех­образование» на ­ВДНХ ­СССР.

С 2001 года диплом Слуцкого государственного колледжа дает возможность поступать (иногда целыми группами) в Московский госуниверситет технологий и управления и Могилевский госуниверситет продовольствия по сокращенной форме, сдавая только специальные предметы и с учетом среднего балла диплома. Практически на всех предприятиях отрасли сыроварения работают выпускники колледжа, большинство из них — руководители разного звена. Об этом рассказала в зимнем саду колледжа заместитель директора Алла Матусевич, выпускница этого учебного заведения, ее стаж работы в колледже — 41 год. И угощала «Адыгейским сыром», изготовленным учащимися на практических занятиях. Четвертый год подряд Слуцкий государственный колледж занесен на Республиканскую доску Почета.

Наши предприятия активно получают международные сертификаты. Среди них как хорошо известные ISO или требования стандарта по сертификации систем пищевой безопасности FSSC 22000, так и сертификаты соответствия евразийским и китайским стандартам, стандартам глобальных торговых сетей. Постоянно улучшается дизайн продукции. Сертификаты «Халяль» («дозволенное Аллахом» — разрешенный, одобренный с точки зрения ислама продукт) получила уже продукция 33 предприятий Беларуси. Ряд белорусских производителей после получения сертификата «Kошер» (продукт отвечает иудейским требованиям об употреблении пищи) увеличили поставки продукции не только в Израиль, но и другие страны на 20—30 %.


Сейчас, когда мировые рынки находятся под жестким влиянием COVID-­19, белорусские предприятия увеличивают экспортные объемы. За первое полугодие 2020 года поставки качественного продовольствия осуществлялись в примерно 85 стран, экспорт в Российскую Федерацию вырос на 4,4 %, в страны СНГ без учета России — на 24,7 %, страны Азии и Океании — в 2,2 раза, Америки и Карибского бассейна — на 52,4 %, ЕС — на 54,3 %. Китайское направление показало рост в 2,4 раза. В целом поставки в страны дальнего зарубежья по сравнению с аналогичным периодом 2019 года увеличились на 41,5 %.

Всего Беларусь продает миру товаров почти на 33 млрд долларов. Они складываются из почти 8000 товарных позиций — от молока до ­БЕЛАЗов.


По‑особенному себя чувствуешь, когда в магазинах Хабаровска, Гонконга или оманского Маската, в большом Нью‑Йорке или маленьком израильском Модиин‑Маккабим‑Реут на полках можно найти нашу селедку или сгущенку, бобруйский зефир, шоколад «Коммунарки» или «Спартака». Та же рогачевская сгущенка каждый месяц двумя контейнерами (общим весом в 40 тонн) уходит на Аравийский полу­остров.



В нашей стране выпускается более 1200 видов мясной продукции, в том числе 800 видов колбасных изделий, около 250 наименований полуфабрикатов, более 150 видов консервов. За 2019 год произведено 1 175 600 тонн, что более чем в три раза больше аналогичного показателя 1995 года. А по мясу птицы — в девять раз! Около 20 % экспорта сельхозсырья и продовольствия приходится на мясную отрасль.



В настоящее время проблема продовольственной безопасности в нашей стране в количественном плане полностью решена. Даже производство рыбы и морепродуктов в Беларуси, неморской державе, выросло за эти годы почти в десять раз!

Рыбные деликатесы компании «Санта Бремор» (Александр Мошенский) — мощно растущего лидера в производстве и ритейле в Восточной Европе — можно встретить далеко за пределами Беларуси. «Виталюр» 2 августа 2020 года отпраздновал 25‑летие (основатель Александр Яцук — не только десантник). Многие наши успешные бизнесмены создавали компании с нуля, ничего не приватизируя, — мозгами, волей, колоссальным трудом. В фирменных магазинах «Виталюр» обслуживание на мировом уровне: хоспер (печь на гриле, как в дорогом ресторане), крафтовое производство итальянских сыров и хлеба прямо в зале, «восточный» базар и многое другое.



В 1994 году в республике функционировало 442 организации в пищевой промышленности, в 2018‑м их было 820. Среднесписочная численность работников составляла 112 000 человек, ныне — 139 500.

Сегодня Беларусь по производству продовольствия на душу населения занимает первое место среди стран СНГ.

Высокое качество наших продуктов питания подтверждено не только многочисленными победами на международных конкурсах, но и даже продовольственными войнами с РФ: мясными, молочными, сахарными, сырными, колбасными и т.п. В их основе зачастую не претензии по качеству, а последствия конкурентного вытеснения нас с рынка именно за высокое качество и низкую цену. Отсюда и развитие системы представительств наших предприятий — «Спартак», «Коммунарка», «Слодыч», «Красный пищевик» и других — в субъектах РФ и десятках стран. Даже мороженое из Беларуси поставляется в тот же Израиль, а в год мы его выпускаем около 35 000 тонн.

Но самый высокий рост у производства растительных масел — более чем в 60 раз! Рапсовое масло Беларусь поставляет в Литву, Норвегию, Китай, Россию, Израиль, многие другие страны.


Производство безалкогольных напитков (включая минеральные воды) за эти годы не просто выросло в четыре раза — «Дарида», «Фрост» и минеральная вода «Минская» стали первыми продовольственными белорусскими брендами, которые узнавали в мире.


Здоровое питание и ЗОЖ являются залогом здоровья нации. В Беларуси этому уделяется огромное внимание. Наша промышленность меняет свой подход и в большей степени ориентирована на выпуск пищевой продукции с меньшим количеством животных жиров, соли и сахара.


Весной 2019 года Столбцовский филиал ОАО «Городейский сахарный комбинат» успешно прошел сертификацию на производство сока березового органического происхождения согласно требованиям международных стандартов ЕС и USDA. Мы поставляем наш бренд — целебный березовый сок (в том числе замороженный) во многие страны: Германию, Великобританию, Китай, США, Литву и другие. Заготавливаем и перерабатываем в год около 17 000 тонн березового сока, вырабатываем около 60 наименований сока на его основе. BYROZAVIK от Минского завода безалкогольных напитков называют одним из «крупнейших брендов в США» в своем сегменте, его продают на Amazon.com.

Ученые Научно‑практического центра по продовольствию НАН Беларуси подошли к вопросу глобально и разработали концепцию «Научные подходы к созданию белорусского бренда — натуральность, качество, конкурентоспособность». Поставлена верная задача сделать качество и безопасность отечественных продуктов питания национальным брендом, выйти на новый уровень производства — продукты оздоровительного действия. Мы всегда были нацелены на выработку экологически чистого сырья, без ГМО, имеем иногда более строгие требования к качеству, чем даже в странах Евросоюза, и они у нас научно обоснованны. Известна жесткая позиция Беларуси по соблюдению ­ГОСТов, белорусские продукты стали не только знаком качества, но и широко представлены в торговой сети России (правда, там порой продаются продукты, которые у нас не производят).

Рынок детского питания обеспечивается на 70 % своими производителями. В результате реализации ряда госпрограмм проведена модернизация на производствах детского питания для детей раннего возраста. Сегодня в Украине на 40 млн населения — два завода, выпускающих детское питание, в Литве и Латвии — по одному. В Беларуси работают уже четыре профильных завода. А скоро появится и уникальный пятый. Многие зарубежные бренды выпускают свою продукцию на наших предприятиях в соответствии с мировыми стандартами в области качества GMP и FSSC.


3 октября 1990 года, в день объединения Германии, один из ведущих в Европе производителей детского питания, руководитель компании Hipp Николаус Хипп, на своем заводе в городе Пфаф­фенхофен‑ан‑дер‑Ильме под Мюнхеном сказал, что развал ­СССР — уже дело времени, а тема экологического питания — будущее для свободной Беларуси. Сегодня единственный в стране производитель сухого детского питания — ОАО «Беллакт» в Волковысске — имеет в ассортименте полную линейку для питания детей с рождения и старше, производит более 65 наименований продуктов лечебного и профилактического назначения. Доля рынка «Беллакта» в натуральном выражении в сегменте заменителей грудного молока и быстрорастворимых каш — около 80 %. Детское питание из Беларуси торговой марки «Беллакт оптимум 1» признано лучшим в 2019 году в результате исследования Роскачества 21 производителя из 11 стран. В конце 2018 года продажи белорусского детского питания ТМ «Ложка в ладошке» с инновационной крышкой типа PVC‑Free (без ПВХ) возросли почти за два месяца в пять раз, превратив торговую марку в узнаваемый бренд не только в нашей стране, но и в Украине и России.


Продукция плодоовощного детского питания поставляется в Россию, Казахстан, Эстонию, Армению и Китай. Это более 20 % от объема производства. За десять последних лет разработано и внедрено более 350 наименований продукции, что позволило увеличить под особым, весьма жестким контролем производительность в 1,7 раза. Подготовлен законопроект о детском питании, наши дети получают продукцию высочайшего уровня. Движение верное: развитие традиций, органическое земледелие, учет мнения профессионалов и потребителей — все это не только повышает конкурентоспособность нашей продукции, но и является залогом здоровья нации, правильным вектором развития Беларуси.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter