Его первый день получился весьма удачным и результативным. Скажу прямо: бизнесмены и руководители крупных предприятий по-настоящему удивили и журналистов, и общественность. С самого утра на центральной площади города было многолюдно. Сюда даже приводили на экскурсии школьников и студентов. Еще бы, ведь такого количества крупногабаритной техники белорусского и украинского производства в одном месте Житомир точно не видел. Посетители самой «техничной» экспозиции без устали фотографировали наши многотонные БЕЛАЗы и комфортабельные электробусы, делали на их фоне селфи, а некоторые из руководителей тут же договаривались о сотрудничестве и обменивались контактами.
Контакты и контракты
— Реальность превзошла все ожидания, — делился со мной впечатлениями заведующий конструкторским отделом «Гомсельмаша» Павел Бетанов. — Еще не было девяти утра, а к нам уже подходили представители сельхозпредприятий из Житомирской области. Их привлекла наша новинка — зерноуборочный комбайн КЗС-3219. Его особенность — в наличии гибридной системы обмолота и сепарации, по системе «два барабана плюс два ротора».Подписание документов по итогам заседания двустороннего консультативного совета делового сотрудничества.
Мой собеседник увлеченно принялся посвящать меня в технические детали. Пришлось остановить его конкретным вопросом: «Какой же эффект от всего этого?»
— Несмотря на то что мощность двигателя увеличилась всего на 60 лошадиных сил, производительность новой машины выросла до 30 процентов, — с гордостью ответил Павел Бетанов и добавил: — Мы готовы расширять наше присутствие на украинском рынке. И с нами хотят сотрудничать, потому что техника действительно достойная.
Это касается и белорусских автобусов. Наши МАЗы на улицах Житомира уже стали привычными. В этом году поставили крупные партии в Запорожье, Николаев, Мариуполь и Ивано-Франковск.
Замечаю большое скопление людей у экспозиции БЕЛАЗа. Интересуюсь, чем же решили удивить украинцев машиностроители из Жодино.
— Сегодня покажем нашим украинским партнерам, как из Житомира управляем самосвалом и погрузчиком, которые находятся на полигоне БЕЛАЗ в Жодино, — рассказал директор торгово-логистического центра предприятия Игорь Бондарь. — В последнее время БЕЛАЗ сделал большой шаг в производстве самосвалов-беспилотников, по выводу персонала, эксплуатирующего технику, из вредных условий труда. То есть мы уже можем управлять нашей техникой в любой точке мира с отдельно оборудованного места, расположенного в комфортабельном офисе.
Надо сказать, что в Украине сейчас присутствуют такие гиганты, как Caterpillar, Komatsu, Hitachi. Но наши главные преимущества перед конкурентами — цена и производительность за жизненный цикл. Отсюда и новые многомиллионные контракты.
Роботизированная техника, конечно, любопытное зрелище. Но надо идти дальше. Впереди еще много интересного. Например, «Белкоммунмаш» продемонстрировал последнюю модель электробуса. Современный дизайн, кондиционер, облегченный кузов и увеличенная вместимость пассажиров делают этот вид транспорта еще более востребованным.
В общем, рассматривать эту выставку можно не один час. А если проголодались — самое время заглянуть на соседнюю пешеходную улицу Михайловскую, где расшумелась и заиграла всеми красками ярмарка продукции и изделий декоративно-прикладного искусства мастеров Беларуси и Украины. Особенно по душе жителям и гостям города пришлись белорусские конфеты, мармелад, зефир и сгущенка. С разных сторон то и дело раздавались восхищенные возгласы: «Вкуснотища!», «Молодцы белорусы!»
Пока народ дегустировал и приобретал сладости и товары для дома, бизнесмены двух стран собрались на очередное заседание белорусско-украинского консультативного совета делового сотрудничества. Президент Торгово-промышленной палаты Украины Геннадий Чижиков, говоря о значимости таких форумов, напомнил, что старт был дан год назад в Гомеле:
— Тогда были скептики, многие сомневались — надо нам это, не надо. Но меня впечатлили такие цифры. Если в рамках первого форума было подписано деловых контрактов на 100 миллионов долларов, то сегодняшний день у нас еще более урожайный — сумма контрактов будет в пять раз больше.
Добрые традиции надо возвращать
А ведь прошел всего год — и такой прогресс. Чем не аргумент в пользу значимости подобных мероприятий? К сожалению, несмотря на то что живем по соседству, как это часто бывает, мы очень мало знаем друг о друге. И форумы регионов как раз призваны исправлять этот пробел. Геннадий Чижиков обратил внимание на тот факт, что Беларусь сохранила свой промышленный и научный потенциал, активно развивает IT-cферу. Благодаря этому относительно небольшое государство, с небольшой численностью населения, сегодня является пятым торгово-экономическим партнером Украины после Китая, России, Германии, Польши.На ярмарке в Житомире
— Если мы для вас пятые, то вы для нас вторые по значимости рынка, — дружелюбно отреагировал посол Беларуси в Украине Игорь Сокол. — Именно поэтому, несмотря на ряд пессимистичных прогнозов, участие Беларуси и Украины в различных интеграционных проектах привело не к сворачиванию сотрудничества, а, наоборот, к активизации.
Это касается и сельского хозяйства. Белорусский посол, в частности, рассказал, что в связи с неурожаем картофеля в Украине Беларусь подставила соседям плечо. И сегодня украинские трейдеры забирают картошку прямо с полей.
Конечно, в развитии торгово-экономических отношений не все так просто. Напомним, что Украина нацелена на интеграцию с ЕС, а Беларусь входит в состав Евразийского экономического союза. Однако председатель Белорусской торгово-промышленной палаты Владимир Улахович уверен, что такая разнонаправленность не должна становиться преградой для сотрудничества:
— Наоборот, мы движемся в одном и том же направлении и работаем на основе тех правил международной торговли, которые прописаны для всех стран. Думаю, нам просто надо существующие барьеры свободно, ответственно обсуждать и снимать. Очень важно, что региональное сотрудничество формируется снизу. Сегодня регионы имеют достаточно серьезные полномочия, там свои ресурсы, свои проекты, зоны свободной торговли. Нам нужны крупные взаимовыгодные проекты в области логистики, транспортной инфраструктуры, технологий и промышленной кооперации. За ними будущее. Это серьезная добавочная стоимость, которую мы можем внести в развитие нашего сотрудничества.
Одной из тем встречи руководителей регионов Беларуси и Украины с главой Житомирской областной государственной администрации стала возможность восстановления активного судоходства по рекам Днепр и Припять.
— Мы бы очень хотели, чтобы тот речной путь, про который уже столько сказано, наконец заработал. Восстановление судоходства на реке — добрая традиция, и надо ее возвращать, — подчеркнул заместитель Премьер-министра Игорь Ляшенко.
Украинские партнеры идею всецело поддерживают. Ведь ее реализация позволит не только увеличить объемы торговли между регионами двух стран. Суть проекта еще и в том, чтобы загружать на территории Беларуси суда смешанного класса, которые смогут доставлять грузы через Черное море в страны Европы, Азии и Африки.
...Деловые встречи и переговоры в Житомире не прекращались до вечера. Их итогом стало подписание 40 соглашений и контрактов на сумму более 540 миллионов долларов. Новых партнеров и новые ниши открыли для себя «Белкоммунмаш», БМЗ, «Могилевлифтмаш», Барановичское ПХБО, Белорусская цементная компания, ОАО «Красный пищевик» и другие предприятия. Это означает, что экспортный портфель белорусских производителей становится шире и весомее, а у форумов регионов — большое будущее.
konon@sb.by
Фото БЕЛТА
Лукашенко 4 октября посетит Житомир для участия в II Форуме регионов Беларуси и Украины
«Гомсельмаш» на Форуме регионов Беларуси и Украины в Житомире представил новый комбайн
По итогам Форума регионов в Житомире планируется подписать контрактов более чем на 500 миллионов долларов
Беларусь и Украина должны сделать ставку на крупные совместные инвестиционные проекты
БелАЗ представил в Украине роботизированные образцы техники
Посол Беларуси в Украине: белорусскую картошку украинские трейдеры забирают прямо с полей
Ляшенко: судоходство по Днепру — хорошая традиция, ее надо возвращать
Ляшенко: Беларусь заинтересована в развитии кооперационных связей с Украиной в промышленности и сельском хозяйстве