Умный карьер, беспилотные самосвалы и роботизированные тракторы. Чем удивляли Президента в Микашевичах

Твердая поступь «Гранита»

Белорусское предприятие «Гранит» называют не иначе как индустриальным чудом. И знают о нем далеко за пределами страны. Вчера здесь с рабочей поездкой побывал Президент. Говорили не только о достижениях, но и обсуждали проблемы. Турбулентность на мировых рынках вследствие ковидной пандемии, нарастающая конкуренция и другие факторы вынуждают жить и работать по‑новому. Просто не будет, предупредил Александр ­Лукашенко гранитодобытчиков. И тут же заверил:
— Что касается Правительства, Президента — вы за нас не волнуйтесь, мы свою работу сделаем… Но вы должны понимать, что для Микашевичей вы — главные люди. Не будет вас — не будет Микашевичей.

Слушать и слышать людей

Рабочая поездка Президента в Микашевичи началась с анализа общего положения дел в области. Докладывал председатель Брестского облисполкома Юрий Шулейко. По итогам пяти лет Брестчина занимает второе место в стране по объемам валового продукта. А в промышленности, аграрном секторе и по экспорту товаров держит первое место. Заметно прибавили и в этом году. Но Александра ­Лукашенко интересуют не только экономические показатели:

— Что настораживает в связи с агрессивной политикой коллективного Запада?

Юрий Шулейко отмечает, что в регионе несколько подросла безработица. Дело в том, что после закрытия границ люди больше не могут ездить на заработки в Польшу и Украину. Многие из них обращаются в местные органы власти за поддержкой. Проблема требует внимания еще и потому, что человек без дела легко может подвергнуться негативному влиянию со стороны. Поэтому позиция Александра ­Лукашенко такова:
— Их надо слышать, слушать и разговаривать с ними. Это все‑таки наши люди. Там, где мы можем, мы поддержим, поможем. Надо начинать работать. Не надо думать, что завтра Запад примет с распростертыми руками.
 

Проблема требует решения

Что касается самого «Гранита», то от его работы во многом зависит ситуация не только в Микашевичах, но и во всей области. В целом дела идут неплохо. Но за последний год просел экспорт. В лучшие годы почти половину всего щебня продавали в Россию, Литву, Польшу и другие страны. Однако временное закрытие границ на европейском направлении вследствие пандемии коронавируса существенно сократило экспортные поставки. Кроме того, Россия приняла меры нетарифного регулирования, ограничив ввоз белорусского щебня. Александр Лукашенко отреагировал:

— Премьер-министру немедленно довести этот вопрос, чтобы мы могли продвигаться. Ну и надо разбираться с руководством завода. Что же все время спихивать проблемы наверх? Надо и здесь шевелиться. Эту проблему надо решать. Это не катастрофическая проблема. Брать на контроль в Правительстве и где надо помогать, а где надо заставлять. 
В связи с этим возник вопрос реализации инвестиционного проекта по строительству горно-обогатительного комбината на новом месторождении «Ситницкое». Стоимость проекта оценивается практически в полмиллиарда долларов. Потребность в разработке самого месторождения вопросов не вызывает. Ведь это гарантирует еще почти 60 лет работы предприятия. Но нужен ли «Граниту» новый завод, если не получается справиться с нынешними объемами, последовал резонный вопрос от Президента. И еще одна задача руководству и Правительству — все тщательно просчитать и принять окончательное решение.

В одной лодке

Забегая вперед, отметим, что эта тема поднималась и на встрече Главы государства с трудовым коллективом «Гранита». Александр Лукашенко еще раз подчеркнул, что Правительство подставит плечо в продвижении на внешние рынки, но и руководству предприятия надо быть активнее:

— Правительству я поручил, чтобы немедленно связались с россиянами. Обязательно постараемся вам в этом плане помочь. Есть к этому сейчас тенденции в отношениях с Россией. И они, и мы попали в непростую ситуацию. Все нас хотят придавить. Поэтому мы сегодня в одной лодке с ними. Слава богу, что на востоке у нас еще добрые отношения с Китаем. Бездонный рынок. Надо шевелиться.

Глава государства напомнил, что в свое время продавали щебень в Китай:
— Дорога протоптана, надо по этой дороге двигаться. Точно так и в другие страны. Обеспечим увеличение поставок и в Россию и посмотрим на свой внутренний рынок, чтобы его защитить. Будем стараться помочь вам увеличить экспорт по всем направлениям.

Робот начинает и выигрывает

На новом месторождении в Микашевичах разрабатывают так называемый интеллектуальный карьер. Он предполагает применение безлюдной технологии добычи сырья. Специалисты подсчитали, что это позволит увеличить производительность труда на 30 процентов, экономить на ремонте техники за счет оптимальных режимов ее работы. Помимо того, применение автономного транспорта позволит снизить травматизм при производстве горных работ.

С использованием технологий 5G уже тестируется белорусская беспилотная техника ­БЕЛАЗ. Здесь Президенту доложили в целом о работе предприятий Министерства промышленности, а также о перспективах развития ­БЕЛАЗа и МТЗ. Они, кстати, весьма неплохие. И во многом благодаря тому, что в острый период пандемии мы не закрывали ни свои производства, ни границы, сегодня не приходится начинать с нуля.

Пример тому — производство карьерной техники. В 2016—2020 годах спрос на карьерные самосвалы в мире упал, но ­БЕЛАЗ с 2006-го постоянно увеличивал объемы продаж, проинформировал генеральный директор ОАО «­БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «­БЕЛАЗ-Холдинг» Сергей Никифорович:
— Кто-то терял, а мы потихонечку росли. Если мы начинали с 1333 единиц, то пятилетку 2020 года мы закончили с 2482 единицами. Планируем к 2025 году занять нишу как минимум 27 процентов… На мировом рынке будем представлять и уже представляем высокотехнологичный, высокоинтеллектуальный белорусский продукт, за который не будет стыдно ни одному гражданину.
Вместе с тем, говоря о поставках белорусской продукции за рубеж, Александр Лукашенко напомнил о недопущении внешней дебиторской задолженности:

— Продукцию отправили, деньги не получили и потом начинаем воевать за эти деньги. Смотрите, чтобы такого не было.

Во время посещения Ситницкого месторождения Александру Лукашенко продемонстрировали роботизированный комплекс из двух карьерных самосвалов грузоподъемностью 90 тонн, управляемых без участия человека. Операционная система находится в специальном диспетчерском пункте. Как отметил Сергей Никифорович, данное решение создано благодаря союзной программе Беларуси и России.

— Сколько таких беспилотников выпустили? — уточнил Глава государства.

— Две машины работают в Хакасии, две — у нас. Но здесь уже целый комплекс. Погрузчик управляется дистанционно. На карьерном самосвале установлены высокоинтеллектуальные технологические продукты: система точного позиционирования, антенна GPS и самое главное — маршрутизатор, который способен отдавать большой объем информации в диспетчерский пункт. Это первая и пока единственная система 5G, которая используется в промышленности.

Машины без участия человека могут работать день и ночь, независимо от погодных условий. А на месторождении «Ситницкое» расположен не просто шоурум — здесь идет технологический процесс. Это маленькое, но реально действующее производство, которое приносит прибыль. Как доложили Александру Лукашенко, освоить технологии на белорусских предприятиях планируется в течение полутора лет. 

Новостью для Президента стала информация, что в мире не хватает специалистов для работы на карьерных самосвалах, а значит, наши разработки — это шаг в будущее. Тем более что программный продукт разработан тоже в Беларуси.

Оператор управляет беспилотным БелАЗом.

Оператор вместо тракториста

На этой же площадке Президенту продемонстрировали и новую разработку МТЗ и Национальной академии наук — робототехнический комплекс на базе трактора «Беларус-3523». Помните известный советский кинофильм «Дело было в Пенькове»? Фраза одного из героев:

— Представь себе. Вон там идет трактор. А в нем никого нет. Только он будет совсем не похож на твой.

В 1950-х это казалось фантастикой, а сегодня уже реальность. В концепции нового трактора МТЗ не предусмотрена кабина. Вместо нее — крышка с антенной, под которой расположилась аппаратура связи и управления. Задания для трактора «Беларус-3523» формирует оператор. Они передаются по связи GSM. Трактор оснастили дизельным мотором мощностью 350 лошадиных сил, трансмиссией с электромеханическим приводом, за счет чего удалось снизить расход топлива.

Александр Лукашенко остался доволен увиденным — как самими технологиями, так и работой белорусских разработчиков программного обеспечения. Среди них, кстати, немало молодых ребят. Тот же ­БЕЛАЗ, к примеру, присматривает их еще с 3—4-го курса.

— То есть у вас свои айтишники, которые этим занимаются? — остановился на человеческом факторе Глава государства.

— Наши люди работают в кооперации с Парком высоких технологий и НАН. Собрали толковых ребят, создали отдел специальный, — проинформировали Александра Лукашенко.

— Молодцы, — оценил он. — У нас, кроме IТ-парка, огромное количество людей, которые создают программное обеспечение. 
Давно уже вся страна превратилась в айтишную. Я тогда усек, что наши промышленники и Академия наук очень ревностно отнеслись к развитию IТ-парка и льготам. Думаю: ну и ладно, пускай будет эта конкуренция. И надо отдать должное и Академии наук, и промышленникам — собрали ребят, они работают, создают готовый продукт.
 
Беспилотный трактор — техника будущего.

Надо выстоять

Общение с трудовым коллективом «Гранита» Александр Лукашенко начал с ответа на традиционный вопрос, который не звучит, но подразумевается: о цели визита. Во-первых, Глава государства в Микашевичах не был давно, хотя это единственное в своем роде предприятие. А во-вторых, Александр Лукашенко в разговоре с гранитодобытчиками еще раз вкратце остановился на событиях вокруг нашей страны. В их основе, как всегда, экономика. И в условиях сильнейшего наката на Беларусь (а через нас на союзную Россию) Глава государства призвал собраться и выстоять:

— Украиной мы не можем стать — мы не можем воевать против России. Мы не можем против русских людей, это наши люди, мы такие же, как они. Поэтому идет этот накат. Вторая причина — это конкурентоспособность. И это естественно.

Президент пояснил, что в условиях сократившейся из-за пандемии мировой экономики места всем не хватает:
— Поэтому надо выстоять, чего бы это ни стоило… Каждый должен понимать, что просто не будет. Это обычная прежде всего конкуренция. 

Секрет — в конкуренции

Пока в прошлом году весь мир затаился в локдауне, Беларусь не останавливала производства. И сейчас наша продукция востребована как никогда. Между тем в прошлом году определенное количество продукции импортировано из Украины, отметил Александр Лукашенко:

— Они барьеры нам выстраивают, начиная от воздуха и заканчивая другими товарами, которые мы стараемся туда поставить. А мы так вот «растопырились», как в народе говорят: давайте, везите. В ущерб своим. В общем, есть ряд мелких проблем, которые мы хорошо знаем и которые мы решим в ближайшее время.

Мотивы такой геополитики западных стран особенно четко видны на примере событий в «Белавиа». Белорусскую авиакомпанию пытаются наказать ни за что, отметил Президент:

— Потому что компания государственная, не частная — и вдруг работает лучше любой компании в мире. Как так может быть? Какая-то там Беларусь — и вдруг лучшая? Есть ряд и других причин, но это главная — конкурент, надо убрать. «Мы сами будем перевозить людей…» — Lufthansa там, RyanAir. Они же борются за рынок, особенно после этой бешеной болезни.

Умные люди давно читают между строк, поэтому Александр Лукашенко вчера не стал нагнетать, а лишь кратко остановился на происходящем, чтобы жители Микашевичей понимали, чего Беларуси удалось избежать в прошлом году:
— Слава Богу, что мы выстояли. Он нам помог. Ну, Бог помогает тому, кто еще и сам шевелится. Поэтому давайте будем шевелиться.

Дорожный вопрос

Трудовой коллектив поделился волнующим — сильно затянутой реконструкцией автомагистрали Кобрин — Гомель. Этот проект инициировал, кстати, сам Глава государства. И вновь потребовал от ответственных:

— Займитесь этим вопросом вплотную. Надо быстрее реализовывать. Я хочу, чтобы эта дорога была построена.

Трасса Кобрин — Гомель важна тем, что позволит перехватить грузопотоки с южного направления, которые раньше шли из России через Украину на запад и обратно, заявил Александр Лукашенко:
— Это хорошие деньги. Чего бы нам ни стоило, мы эту дорогу построим. Это будет трасса, как Брест — Москва, еще и лучше.
«Граниту» принадлежит санаторий «Свитанок», но получить в нем лечение для работников с некоторых пор стало проблемой. Из-за дефицита врачей первой категории санаторий не может получить лицензию на оказание некоторых медицинских услуг. Президент отреагировал жестко:

— Вот губернатор здесь есть, члены Правительства это слышат. Немедленно решите эту проблему. Передайте министру здравоохранения, чтобы сняли все эти барьеры и препоны. Бывает так, что без категории человек может оказать услугу лучше, чем с категорией. А мы начинаем формально к этому подходить. Решите эту проблему и доложите в течение недели. Если люди хотят ехать в санаторий, значит, они понимают, что это за уровень, они же рублем голосуют. Чего вмешиваться и мешать? Надуманный вопрос.



konon@sb.by 

varmor@sb.by

Фото БЕЛТА

Лукашенко на «Граните» ознакомился с роботизированным комплексом карьерных самосвалов «БЕЛАЗ»

Лукашенко поручил активнее решать вопрос по экспорту продукции предприятия «Гранит»

Лукашенко – коллективу «Гранита»: прежде всего надо реализовать то, что вы сегодня производите

Лукашенко о реконструкции дороги М10: чего бы нам ни стоило, мы эту дорогу построим

Лукашенко: надо выстоять, чего бы это ни стоило

Лукашенко – трудовому коллективу «Гранита»: будем стараться помочь вам увеличить экспорт по всем направлениям

Лукашенко прокомментировал нападки на Беларусь

Президент потребовал помочь санаторию «Свитанак» решить проблему с лицензированием
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter