Гран-при Китая. Формула-1. Даниель Риккиардо - нежданный победитель

Даже самые смелые прогнозы на эту гонку не предусматривали увидеть в качестве победителя Гран-при Китая гонщика команды "Ред Булл" Даниеля Риккиардо. Особенно, когда после взорвавшегося накануне квалификации мотора, механики австрийской команды едва сумели подготовить машину австралийца для единственной попытки проехать быстрый зачетный круг. Но тем и хорош автоспорт, что здесь всегда может появиться фактор неожиданности.


Безоблачное небо, сухой асфальт и практически безаварийный старт вряд ли сулили стартовавшему с 6-й позиции Даниелю что-то сверхъестественное. Фактически всю первую половину гонки он ехал "замыкающим" в лидирующей шестерке, и шансы на то, чтобы что-то попытаться предпринять, были у него минимальные.

Впереди австралийца шла тактическая борьба между "Феррари" и "Мерседес", пытавшихся за счет пит-стопа перехитрить друг друга, а далеко позади на безопасном для Риккиардо расстоянии выясняли отношения между собой пилоты второго эшелона.

Первая надежда на удачливый день появилась у Даниеля после пит-стопа Кими Райкконнена, который не по своей вине слишком долго оставался на трассе на изношенных шинах и поэтому вернулся из боксов позади пилота "Ред Булл". Но главное случилось тремя кругами позже. Дебютанты команды "Торо Россо" не поделили между собой место на трассе, сражаясь в самой глубине пелотона. Точнее сказать, Пьер Гасли слишком опрометчиво ринулся в атаку на своего напарника по внутреннему радиусу в "открывшуюся калитку", и не смог избежать столкновения с не ожидавшим его там увидеть Брендоном Хартли. Несмотря на громкие возмущения француза по радио, что ему , мол, якобы не оставили места на трассе, стюарды справедливо присудили Гасли 2 штрафных балла и наказание 10-ю секундами.


Оставшиеся на асфальте обломки от болидов итальянской скудерии могли привести к авариям других пилотов, и поэтому  на трассу выпустили "пейс-кар". Именно это и предрешило дальнейшее развитие событий, разделив фактически гонку на две совершенно разные части: первую, с легкими дислокационными перестановками без чрезвычайных событий, и вторую, державшую в напряжении всех, кто  смотрел этот Гран-при у телевизоров, по интернету или наяву на шанхайском автодроме.  

Наиболее смелое решение после объявления режима "машины безопасности" приняла команда "Ред Булл". Обоих гонщиков одновременно зазвали на неплановый пит-стоп. Фактически, если бы не этот режим, шины на машинах австрийской "конюшни" вполне бы доехали до финиша. Подавляющее большинство болидов в пелотоне было именно на такой тактике. Но Кристиан Хорнер вместе со своим командным мостиком решили, пользуясь моментом, "переобуть" своих пилотов на более быстрые покрышки, позволяющие навязать борьбу конкурентам. Ведь до финиша оставалось еще добрых 20 кругов. И риск оправдался. Выехав после обслуживания в боксах соответственно на 4-й и 6-й позициях, но уже на новых шинах, Макс Ферстаппен и Даниель Риккиардо начали свои прорывы вперед к подиуму.


Следует, кстати, отметить, что как первый, так и второй пит-стопы механики австрийской команды проводили последовательно сразу на обеих машинах. Было крайне интересно наблюдать, как слаженно работали сотрудники "Ред Булл", тратя на каждую машину по паре секунд. Причем, их работа была настолько точной и четкой, что следовавшему за Максом Даниелю не приходилось даже притормаживать, и тем более ожидать, пока освободятся механики. На фоне множества ошибок других команд, которые мы наблюдали в начале этого сезона и которые неоднократно приводили к неприятным последствиям, например, в "Хаас" и "Феррари", результат австрийцев был близок к идеальному.

Поскольку у тех гонщиков, кто шел на тактику с одним пит-стопом были износоустойчивые, но менее быстрые шины, чем те, в которые "переобулись" болиды "Ред Булл", преимущество Ферстаппена и Риккиардо  в скорости стало сразу же очевидным. Даниель в красивой борьбе обошел Кими Райкконена и бросился вдогонку за напарником, который пытался прессинговать Льюиса Хэмильтона. Отдадим должное британскому чемпиону: он защищал свою позицию от действий юного голландца весьма грамотно. И в какой-то момент, находясь впереди машины Макса, пилот "Мерседес" сделал легкое движение рулем вправо, делая вид, что перекроет траекторию сопернику. На самом деле это был обманный жест, но поскольку все это проходило на скоростях выше 250 км/ч, то Ферстаппен принял этот жест "за чистую монету" и отвернул в сторону от кажущегося ему неминуемого столкновения. Оставайся Макс на той же траектории, возможно к следующему повороту он и смог бы поравняться с машиной Хэмильтона. Однако "уход в сторону" вынудил голландца проехаться по траве, потеряв скорость, и пропустить вперед себя своего напарника.

А вот Риккиардо расправлялся со своими соперниками куда более эффективно и аккуратно, чем его товарищ по команде. Сначала Даниель обошел Льюиса, затем последовала очередь Себастьяна Феттеля. А после немецкого чемпиона пал и последний бастион, который, яростно сопротивляясь, удерживал Вальттерри Боттас. Таким образом, за 10 кругов Риккиардо опередил 5 соперников и возглавил гонку, чтобы к финишу оторваться от преследователей еще почти на 9 (!) секунд.


Действительно, этого победителя Гран-при Китая мы не ждали. Но он сам, воспользовавшись представившимся шансом, показал филлигранное мастерство пилотирования и выиграл гонку. На подиуме Даниель, не переставая радовать всех своей лучезарной улыбкой, даже прослезился от счастья и неожиданности. И не преминул выпить шампанское из своего ботинка, хотя и обещал журналистам, что не будет продолжать эту когда-то им самим начатую сумасшедшую традицию. Присутствовавший с ним на подиуме представитель команды тоже не отказался от предложенного ему героем дня напитка в таком странном "бокале". Настолько неожиданной и долгожданной была победа для "Ред Булл".

Не было сомнений, что лучшим гонщиком по итогам интернет-голосования будет избран именно Риккиардо. Так оно и случилось.

Терзания юного Ферстаппена

Разозленный на Льюиса, на себя и на прорыв вперед напарника, которого честолюбивый Макс, судя по его обещаниям на этот сезон, уже записал в число им побежденных, Ферстаппен снова бросился в атаку на Хэмильтона. На этот раз действующему чемпиону, чей "Мерседес" был заметно медленнее на более жестких покрышках, чем "Ред Булл" соперника, долго сопротивляться не пришлось. Макс опередил его, используя систему подвижного крыла в зоне DRS, и через пару кругов уже повис на хвосте у Себастьяна Феттеля. Обладатель поул-позишн, растеряв свое преимущество, вынужден был защищать хотя бы свое третье виртуальное место. Увы, это ему не удалось.


Правда, Макс перестарался в желании провести обгон сразу без должной подготовки. Перетормозив, он заблокировал колеса в повороте, и не смог избежать столкновения. Развернув "Феррари" немецкого чемпиона, Ферстаппен испортил гонку и себе, и Феттелю. Оба продолжили ехать, только Максу снова пришлось обгонять Хэмильтона. Выписав голландцу штраф в 10 секунд (и 2 штрафных очка), стюарды тем самым подстегнули Ферстаппена к активным действиям. Но на финише пилоту "Ред Булл" так и не удалось оторваться от Льюиса больше, чем на 7 секунд. В итоге - 5-й результат на фоне того, что напарник Макса и стартовавший позади, и на пит-стопах обслуживавшийся вторым, стал в итоге победителем гонки.

Алонсо против Феттеля

На фоне дуэлей, идущих после ухода пейс-кара практически "на всех этажах" иерархии пелотона, одно противостояние было весьма ярким. После старта с 13-й позиции, Фернандо Алонсо на своем "МкЛарен" довольно удачно проводил гонку, борясь за место лидера в так называемой группе "остальных", куда мы не включаем первую тройку команд "Феррари", "Мерседес" и "Ред Булл". И к финишу испанскому чемпиону удалось настолько хорошо сохранить свои покрышки, что он даже предпринял на предпоследнем круге атаку на Себастьяна Феттеля. Давний спор этих чемпионов нам известен. По воле случая, именно Себастьян пришел на место Фернандо в "Феррари", после того как уставший без титулов в скудерии испанец решил уйти из итальянской "конюшни", чтобы попытать счастья в британской "МкЛарен". Оба пилота относятся к числу лучших в нынешнем пелотоне, и всякий раз, встречаясь на трассе, они доставляют удовольствие своим пилотированием. Вот только болиды сегодня у них находятся  в разных "весовых категориях".


Тем важнее и был удачный обгон Алонсо, которым он обеспечил себе 7-е место, отодвинув 4-кратного немецкого чемпиона на 8-е. Браво, Фернандо! Снимаем шляпу перед его мастерством.

100-й Гран-при Боттаса

Для Вальттерри Боттаса его юбилейная гонка началась неплохо. На старте ему удалось улучшить свою третью стартовую позицию за счет своего земляка Кими Райкконнена. А затем благодаря чуть более раннему, чем у лидера гонки Себастьяна Феттеля, пит-стопу финский гонщик вышел вперед. До самого появления машины безопасности Боттасу удавалось удерживать позади пилота "Феррари", и даже после ре-старта, казалось, позициям финна ничего не угрожало.

Если бы, конечно, не фееричное выступление и успешный прорыв Даниеля Риккиардо. В итоге Вальттерри, хотя и обошел своего именитого напарника, набрав на 6 очков больше, чем Льюис Хэмильтон, был расстроен на подиуме. Ведь фактически он уже не сомневался в своей победе, если бы не рискованная, завершившаяся успехом, авантюра "Ред Булл".

Хотя, по правде сказать, финскому пилоту "Мерседес" можно было бы и порадоваться за свое второе место. Ему и так повезло после старта с 3-й позиции, что он не пропустил Хэмильтона, да еще и обошел Райкконнена. Причем, в свою юбилейную гонку, которые, как правило, очень редко почему-то для гонщиков Формулы-1 проходят успешными. Такова уж реальная статистика.


Феттель и Райкконнен - Дон Кихот и Санчо Панса

Тема, касательно феномена "второго пилота" команды "Феррари", обсуждается не первый год. Итальянская скудерия в своей истории традиционно выделяет лидера, вменяя второму гонщику оказывать всяческое содействие ради победы напарника. Со времен Михаэля Шумахера, обеспечившего итальянцам самую знаменательную эпоху, это разделение стало еще более выразительным. Все время четко обозначался лидер, и прерогатива отдавалась ему. Разве что Эдди Ирвайн хоть как-то пытался еще противостоять этому. За что, собственно говоря и поплатился, когда в уже далеком 1999-м году ему не продлили контракт на следующий сезон. А заодно и "не дали" выиграть в составе "Феррари" чемпионат того года, после того как Шумахер сломал ногу. Кстати, та авария Михаэля была следствием все той же неуступчивости Ирвайна на стартовой прямой при входе в первый поворот.

С возвращением Кими Райкконнена на закате своей карьеры в пенаты скудерии именно финну выпала роль "подносчика снарядов" для главного оружейного мастера по имени Себастьян Феттель. Не знаю, прописано ли это в контракте у финского чемпиона или нет, но его роль Санчо Пансы при смелом немецком Дон-Кихоте не вызывает сомнений. Не даром же Феттель так отстаивает кандидатуру Кими перед заключением контрактов на каждый новый сезон.  Еще бы!  Кими - быстр, опытен, при этом неконфликтен, и готов пожертвовать своей победой ради Себа всякий раз, когда получает на это приказ из боксов.

Для болельщиков, ценителей Формулы-1 и журналистов это выглядит немножко грустно, но в рамках нынешнего регламента ничего изменить нельзя. Вот и приходится с легкой печалью наблюдать, как талант Райкконнена откровенно используют ради побед Феттеля.

Гонка в Шанхае в очередной раз продемонстрировала это во всей красе. Правда, в этом сезоне Кими все чаще оказывается очень быстрым в квалификации. На удивление, несмотря на свой "предпенсионный возраст" (37 лет), финский чемпион словно открыл у себя второе дыхание. На самом деле, просто нынешний болид "Феррари" больше подходит под его стиль управления, чем предыдущие.  


На старте Гран-при Китая, Феттель в своей обычной дерзкой манере откровенно перекрыл траекторию напарнику, едва не вытолкнув того с трассы. Окажись на месте Кими не такой опытный гонщик, и Себастьяну пришлось бы не сладко. Вспомним, хотя бы как он уворачивался от столкновения здесь пару лет назад, когда на месте Кими в первый поворот "несговорчивой торпедой" летел Даниил Квят. Россиянину благодаря той своей неуступчивости посчастливилось тогда приехать на подиум.

Но у Кими четко прописанная командирами скудерии роль. И он уступил, из-за этого пропустив еще вперед себя и Боттаса. Не будь Феттель столь агрессивным по отношению к напарнику на старте, глядишь, и по-другому моли сложиться события в гонке. Кими был бы вторым, отсекая атаки Боттаса, а Феттелю не пришлось бы потерять лидерство после первого пит-стопа.

Но если стартовый момент был исключительно на совести Себастьяна, то вот умышленная задержка  Кими на трассе на изношенных покрышках - это чисто решение руководства "Феррари". Фактически в скудерии решили пожертвовать гонкой Райкконнена только ради того чтобы Феттель смог подобраться к Боттасу на расстояние атаки после того, как финн оказался после своего первого  пит-стопа впереди немецкого чемпиона.

И все же справедливость восторжествовала. Ветеран Кими поднялся на подиум, в то время как Феттель финишировал лишь 8-м. А на прямой вопрос комментатора  после награждения о том, почему его так долго не звали на замену шин, фактически лишая шансов даже на подиум, финский гонщик вежливо ушел от ответа. Тем самым заработав в свою моральную копилку еще больше баллов в пользу любви болельщиков и журналистов.

До следующего Гран-при, который состоится через две недели в Баку, можно передохнуть. Но именно со следующего этапа наши материалы о Формуле-1 будут сопровождаться в том числе и оригинальными снимками с места событий. Чемпионат продолжается, и надеемся, что борьба на трассе тоже будет обостряться.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter