«Формула-1». Гран-при Китая. Китайские мотивы голландского дирижера

Став в Китае на шанхайской трассе триумфатором и в спринте, и в гонке, Макс Ферстаппен никому не оставил сомнений, что борьба за чемпионский титул в этом сезоне будет идти под его диктовку. Четвертая победа голландца за 5 прошедших этапов – это не просто серьезная заявка на чемпионство, но и констатация факта: машины «Ред Булл» на сегодняшний день самые быстрые.

Иллюстративное фото

Успех действующего чемпиона на Гран-при Китая и преимущество, с которым он вел всю гонку, позволили руководству австрийской команды заявить в послегоночном интервью журналистам, что теперь уже можно спокойно думать об очередных титулах в личном зачете , тем более в командном. Не удивительно, ведь вновь на подиуме были оба пилота «Ред Булл». Причем как в спринтерской гонке утром в субботу, так и в основной – в воскресенье.

Шанхайский автодром с нетерпением ждал этого уикенда. Ведь с 2020-го, когда антиковидные меры с большой разрушительной силой стали вершить судьбами людей и государств, «Формуле-1» было отказано в традиционном китайском гостеприимстве. И лишь спустя 5 лет после предыдущего Гран-при «Большие призы» смогли в очередной раз встретиться с почитателями элиты мирового автоспорта.

За счет спринтерского формата событий на трассе было предостаточно, чтобы зрители не скучали. Посудите сами, в пятницу утром единственная сессия свободных заездов. После нее квалификация для спринтерской гонки. Дождевые условия добавили некоторую интригу в гоночный уикенд. Ловлю себя на мысли, что эта самая интрига появляется всякий раз, когда у чемпионской команды «Ред Булл» не получается занимать первые места на старте. Ибо бесспорное преимущество машин австрийской команды действительно делает нынешний сезон лишенным той самой изюминки, которая заставляет нас переживать во время гонки и с волнением гадать, кому же достанутся лавры.

На традиционной пресс-конференции после финиша спринтерской квалификации, к нашему большому удивлению, не было представителей «Ред Булл». Не удивительно, что присутствовавшая там тройка победителей была приятно возбуждена и охотно отвечала на вопросы журналистов. Счастливый билет вытянул в этот раз Ландо Норрис, сумевший лучше других справиться с дождевыми условиями на своем «МакЛарен». Компанию британцу составили два ветерана «Формулы-1», имеющие на двоих 9 чемпионских титулов: Льюис Хэмилтон и Фернандо Алонсо.

Ферстаппен сумел в итоговом протоколе занять лишь 4-ю строчку, совсем не намного опередив пилота «Феррари» Карлоса Сайнса. Следом за ними расположились Серхио Перес и Шарль Леклер. Время, показанное испанцем и монегаском, было совершенно одинаковым – с точностью до тысячных долей секунды.

Следует отметить, что с определением обладателя поула в спринт-квалификации вышел небольшой казус. Сначала стюарды аннулировали время лучшего круга Ландо Норриса из-за того, что на предшествующем зачтенному круге британский гонщик выехал в последнем повороте слегка за пределы трассы. Но затем, тщательно проанализировав ситуацию, судьи приняли более логичное решение, поскольку преимущества пилот «МакЛарен» за счет своего выезда в гравий не получил. И непосредственно сам зачетный круг был им пройден без каких-либо нарушений пилотирования в пределах обозначенной трассы. Таким образом, поул остался у Норриса.

Гонка-спринт

По-разному складывается отношение людей к спринтам в «Формуле-1». Одни смотрят на это с восхищением, другие – с укоризной. Первые пользуются возможностью наблюдать за конкретными действиями на гоночной трассе, соревнованием, приносящим пыл борьбы вместо простого пилотирования по поискам настроек, коими фактически являются свободные заезды. Другие, считая себя экспертами и знатоками, пытаются находить в спринтах слабые организационные места, вооружившись весьма сомнительным тезисом, что это убивает интригу и формат классического представления гоночного уикенда.

Но первые – более настойчивы, поэтому в угоду вторым оптимизируют схему проведения спринта. Так, с этого сезона квалификация спринта начинается в пятницу, а сам спринт – в субботу с утра. Таким образом, сохраняется практически классическая схема главной квалификации в субботу после обеда и самого Гран-при в воскресенье в обычное для «Формулы-1» время. В этом сезоне в календаре 6 этапов со спринтами. И Китай был открывателем такого формата в этом году.

Гонка прошла на сухом асфальте. Поэтому преимущество своего болида Макс Ферстаппен использовал по максимуму. Уже к середине короткой спринтерской дистанции голландский чемпион вышел в лидеры и с легкостью уехал вперед на 13 секунд, которые его отделяли от второго места на финише. Этим вторым был Льюис Хэмилтон, сумевший в итоге сохранить свою стартовую позицию. Ландо Норрис, увлекшись борьбой на первом круге, в итоге уступил своему именитому соотечественнику. И к финишу его «МакЛарен» был лишь на 6-м месте.

А вот испанская дуэль в исполнении Алонсо и Сайнса стала ключевым моментом этой короткой гонки. С одной стороны, она позволила прорваться вперед Серхио Пересу, объехавшему Фернандо и Карлоса, когда те выясняли отношения между собой. А с другой, привела к проколу колеса у пилота «Астон Мартин». Вдобавок стюарды еще и оштрафовали 10 секундами двукратного чемпиона за легкое столкновение с пилотом «Феррари». Правда, к тому времени Фернандо уже сошел с дистанции, предпочтя сэкономить ресурс своего двигателя на саму гонку.

Подиум гостеприимно открыл двери для тройки победителей: Ферстаппен, Хэмилтон и Перес. Пилоты итальянской скудерии при лидерстве Шарля Леклера и пилоты «МакЛарен» под предводительством Ландо Норриса были за ними следом.

Взлеты и подъемы «Мерседес»

Не успели утихнуть страсти среди болельщиков от увиденного утром, как после обеда вновь гонщики «Формулы-1» ринулись в бой, наперегонки стараясь проехать свой лучший зачетный круг в квалификации перед основной гонкой.

Правда, на этот раз обошлось без приятных сюрпризов со стороны «Мерседес». В немецкой команде перемудрили с поиском настроек, пытаясь сделать свой болид еще лучше, чем он был в утренней субботней спринт-гонке. И если Джорджу Расселу впору было довольствоваться хотя бы 8-м местом в итоговом квалификационном протоколе, то вот Льюису Хэмилтону, с утра наслаждавшемуся забытым вкусом шампанского на подиуме, впору было посыпать голову пеплом. 18-й (!) результат и начало Гран-при с предпоследнего ряда стартовой решетки. Я такого уже и не припомню в биографии британского чемпиона.

А лидерами в квалификации стали пилоты «Ред Булл». Макс Ферстаппен выиграл свой очередной поул, Серхио Перес в последней попытке опередил Фернандо Алонсо. Для испанского чемпиона второй старт с 3-го места за один уикенд был результатом выше всяких похвал. За испанцем в квалификационном протоколе разместились обе машины «МакЛарен». Ландо Норрис пусть всего на 0,1 сек, но сумел обойти своего юного напарника из Австралии. Такая же ситуация была и у пилотов «Феррари»: Шарль Леклер был быстрее своего напарника Карлоса Сайнса всего на 8 тысячных секунды.

Фактически только «Астон Мартин» Фернандо Алонсо смотрелся в лидирующей группе сродни вызову сильным мира сего. Казалось, что это прямо какая-то случайность. Ведь вторая машина британской «конюшни», за рулем которой был сын хозяина команды Лэнс Стролл, не попала даже в финальный сегмент. Канадец заработал право старта лишь с 11-го места.

Особенности китайской трассы в Шанхае таковы, что команды чаще всего так и располагаются в протоколах квалификации попарно. Только если какой-то сбой в настройках или какая-то ошибка, которую может допустить пилот во время квалификационных заездов, могут помешать этой традиции. В остальном же этот автодром весьма хорош для определения действительного технического уровня машин и пилотского мастерства гонщиков. Ведь, не ошибись команда «Мерседес» с настройками на болиде Льюиса, наверняка британский чемпион был бы в районе 7-го места рядом со своим амбициозным напарником Джорджем Расселом.

Борьба на всех эшелонах… кроме лидерства

Старт Макса Ферстаппена с поул-позишн ничем не отличался от десятка других, которые мы уже видели в его исполнении за последние два с лишним сезона. Голландец сразу же пересекает траекторию тому гонщику, который стартует чуть позади него со второй позиции. Затем Макс возвращается на свою законную траекторию, чтобы зайти в поворот по наружнему радиусу. К этому моменту скорость его преследователя снижена из-за провокационного, на грани фола маневра лидера. Не перестаю задавать себе вопрос: а что если кто-нибудь не станет тормозить, уйдя в гонку со второго места, и не удержит машину от столкновения с «наглым» голландцем? В свое время так однажды поступил Хуан-Пабло Монтойя по отношению к Михаэлю Шумахеру. Немецкий гонщик тоже частенько не брезговал применять такой упреждающий маневр с «подрезанием» траектории конкуренту, вынуждая соперников сбрасывать скорость, чтобы не врезаться в обладателя поула.

Так вот колумбиец в какой-то момент просто не стал тормозить. Пилоты столкнулись, и Шумахер в той гонке не стал победителем. После этого действия Михаэля на старте были куда более осмотрительными, чем ранее.

И теперь вопрос: кто первым сможет применить прием Монтойи, чтобы отучить от неспортивной манеры поведения Макса Ферстаппена? Надо иметь в виду, что подобное возможно, когда темпы машин будут близки, а не так, как это было в прошлом сезоне, когда преимущество «Ред Булл» было просто неприлично большим. В этом году «Феррари» и «МакЛарен» подтянулись по темпу к лидерам чемпионата. И мое мнение, что однажды мы все же станем свидетелями стартового столкновения Ферстаппена с кем-нибудь из неуступчивых соперников.

А что же произошло в прошедшее воскресенье в Шанхае? Собственно говоря, ничего особенного, если не считать, что Серхио Перес из-за стартовых действий напарника пропустил вперед Фернандо Алонсо. Испанский чемпион, отличающийся находчивым и проницательным умом, наверняка просчитал действия пилотов «Ред Булл», в особенности стартовый маневр Макса. Поэтому Ферстаппен фактически позволил сопернику, стартовавшему с 3-го места, обойти вторую машину «Ред Булл». И Серхио Пересу понадобилось еще 5 кругов, чтобы на явно более быстрой машине восстановить статус-кво. Через пару кругов Алонсо обогнал еще и Ландо Норрис на своем «МакЛарен».

Борьба шла на всех эшелонах, за исключением разве что только первого. Ферстаппен ехал впереди с безопасным отрывом, спокойно контролируя гонку. А вот позади него смены позиций происходили довольно часто. Борьба за «место под солнцем» не переставала идти даже при появлении машины безопасности. Ее выезд был спровоцирован остановкой на трассе болида «Заубер» Вальттерри Боттаса. Понадобилось 6 кругов пилотирования пелотону за сэйфети-каром, чтобы местные маршалы справились с задачей очистки трассы от обездвиженной машины.

Ожидание ре-старта повысило нервное напряжение до предела. В гонках такого уровня, когда каждый обгон приходится долго готовить, ожидая хоть какой-то оплошности со стороны впереди едущего соперника, многие пилоты полагаются на свою удачу во время возобновления движения. Непосредственно перед ре-стартом все настолько увлечены действиями соперников, опасаясь пропустить момент ускорения, что забывают об осторожности пилотирования вблизи конкурентов. А это приводит к нелепым авариям, которых вполне можно было бы избежать.

Преследуя пару пилотов итальянской скудерии и надеясь на свой опыт и отличную реакцию, Фернандо Алонсо в какой-то момент при входе в очередной поворот неожиданно притормозил, чтобы выбрать лучшую траекторию для атаки, а не слегка протаранить красный болид своего соотечественника. Фернандо наверняка не мог себе представить, к чему приведет такой, казалось бы, безобидный маневр. Позади испанца группа плотно идущих машин вынуждена было тоже срочно оттормозиться. Но последний в этой группе, в роли которого был Лэнс Стролл, чуть-чуть зевнул. Это как в пробке на обычной дороге: чуть отвлекся на беседу с красивой попутчицей – и, глядишь, можешь подрихтовать свой бампер о задние фонари впереди идущей машины.

«Астон Мартин» канадца в буквальном смысле «поднырнул» под корму «РБ-Виза» Даниеля Риккардо, слегка подбросив того над трассой. Обоим пришлось затем ехать в боксы, но, к сожалению, для невиновного в этом инциденте австралийца все закончилось плачевно: сход с дистанции был неизбежен. Судьи без колебаний вынесли свой приговор канадцу.

Еще один инцидент был с участием Кевина Магнуссена, жертвой которого стал Юкки Цунода. Ему тоже пришлось сойти. Таким образом, команда «РБ-Виза» в полном составе покинула гонку. Стролл и Магнуссен были наказаны 10-секундными штрафами и дисциплинарными баллами.

Под занавес гонки своим мастерством еще раз обратил на себя внимание Фернандо Алонсо. Получив на 45-м круге свежий комплект шин, испанец сумел по очереди опередить Нико Хюлькенберга на «Хаас», Льюиса Хэмилтона на «Мерседес» и даже Оскара Пиастри на «МакЛарен», поднявшись на 7-е место.

А тройка победителей была до боли знакомой: Макс Ферстаппен, Ландо Норрис и Серхио Перес. Отрыв голландского чемпиона от преследователей был более чем убедительным: снова почти 14 секунд.

В итоге Гран-при Китая прошел под диктовку и при полном доминировании лидера команды «Ред Булл». Словно дирижер за пультом, управляя оркестром, Макс Ферстаппен позволял себе ехать в том темпе, который ему нравился. В нужный момент он мог увеличить скорость и дойти до «аллегро», чтобы не подпустить соперников, или, наоборот, снизить ее до «анданте», чтобы излишне не рисковать и не очень уж обижать зрителей, пришедших посмотреть борьбу пилотов, а не одинокую гонку без преследования.

Менее чем через две недели «Большие призы» со всем своим богатым техническим скарбом переедут через океан в Майами, где и состоится очередной, уже 6-й Гран-при нынешнего сезона.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter