«Формула-1». Гран-при Сингапура

Какими бы нам хотелось видеть гонки…

Сегодня в Сингапуре впервые в этом сезоне в гонке Гран-при Формулы-1 победили не представители команды «Ред Булл». Более того, пилотов этой чемпионской «конюшни» даже вовсе не было на подиуме. Оказалось, что быстро ездить могут не только Макс Ферстаппен и Серхио Перес. От этого гоночный уик-енд на городской трассе «Марина Бей» стал еще более интересным.


Уже со старта стало ясно, что борьба за лидерство в гонке и за победу в нынешнем Гран-при Сингапура не будет легкой прогулкой, как это не раз бывало в этом году. Отлично стартовавшему обладателю поула Карлосу Сайнсу удалось сохранить своё лидерство. Шарль Леклер сумел обойти к первому повороту «Мерседес» Джорджа Рассела и устремился вслед за своим напарником. Дуэт машин «Феррари» в это воскресенье явно имел амбиции на победный дубль.

А вот позади гонщиков скудерии разразилось самое настоящее британское сражение за третье место. Льюис Хэмилтон удачным спринтом обогнал «МакЛарен» Ландо Норриса и даже поравнялся уже со своим напарником по «Мерседес». Но Джордж Рассел, уступив за несколько секунд до этого свое второе место Шарлю Леклеру, решил ни в коем случае не пропускать вперёд еще и своего именитого «земляка». Он практически вытеснил Льюиса за пределы трассы, не оставив тому места, и британскому чемпиону пришлось срезать траекторию первого поворота. В результате Хэмилтон всё равно оказался впереди напарника.

Понятно, что судьи взяли в рассмотрение вопрос получения преимущества британским чемпионом за счет выезда за пределы трассы. Казалось, что он не собирается возвращать позицию, и поэтому Рассел по радио спросил о восстановлении справедливости командный мостик немецкой «конюшни». Не дожидаясь решения судей, Хэмилтон предпочел вернуть позицию напарнику, чтобы не быть наказанным пятью секундами штрафа. Ландо Норрис в свою очередь обратился к руководству «МакЛарен», жалуясь, что Льюис опередил его лишь за счет того, что позже затормозил, и поэтому был вынужден выехать с трассы. То есть тоже якобы получил незаконное преимущество.

Имея возможность просмотреть повторы видеосъемки данного эпизода, лично я пришёл к иному мнению. Ладно ещё Джордж, Льюис в момент сближения их «Мерседес» был чуть позади напарника. Но в ситуации с Ландо машина Хэмилтона уже завершила обгонный маневр. И если бы Рассел оставил место на трассе Хэмилтону, то британский чемпион вполне вписался бы в поворот на той скорости, с которой он в него входил.

Однако в «Мерседес» решили не рисковать, особое отношение к Льюису Хэмилтону со стороны стюардов в плане наказаний ни для кого уже не секрет. Ему весьма редко прощаются даже прегрешения и поменьше. В итоге опытный британец пропустил вперёд себя ещё и Норриса.

Кто в хате хозяин?

Разделение пилотов в командах Формулы-1 на первые и вторые номера практикуется уже очень давно. Лишь в редких случаях, когда в «конюшнях» гоняются одного уровня пилоты, им разрешается сражаться между собой. И то, каждый раз это широко обсуждается, особенно, когда внутрикомандное соперничество приобретает жесткие формы и грозит потерей командой очков. Справедливости ради отметим, что в нынешней итальянской скудерии руководство позволяет бороться своим пилотам. Точнее будет сказать, позволяло до сегодняшнего дня.

Вспомним хотя бы события 2-недельной давности, когда Шарль Леклер атаковал Карлоса Сайнса до последних метров дистанции гонки несмотря на мольбы испанского гонщика доехать до финиша, не меняя порядка. Это означало, что испанец умолял руководство дать приказ Леклеру не атаковать напарника.

Тогда в Монце Фредерик Вассер, новый руководитель «Феррари», предпочел не раздувать проблему, сделав вид, что скудерия и дальше будет позволять своим гонщикам бороться на трассе. А вот то, что произошло сегодня в Сингапуре, свидетельствует совсем об обратном. Похоже, в программу возрождения итальянской команды, на чем настаивало руководство концерна «Феррари», и ради чего перед началом нынешнего сезона бывший босс Маттиа Минотто был заменен на Фредерика Вассера, где-то мелким шрифтом вписано требование «запретить внутрикомандные сражения». Иначе как можно было объяснить сегодняшние приказы Шарлю Леклеру с командного мостика скудерии о том, чтобы он сначала отстал от Карлоса Сайнса на 3 секунды. А затем и вовсе держался на дистанции 5 секунд от лидера гонки. Якобы это было необходимо для того, чтобы соперники не могли за счет раннего пит-стопа попытаться перехватить лидерство «Феррари». Весьма сомнительный аргумент. Ведь в конце гонки тот же Карлос Сайнс умышленно подпустил к себе «МакЛарен» Ландо Норриса, позволив тому пользоваться системой DRS, прибавляющей скорость. Таким образом испанец защищался от проследовавших их пару более быстрых машин «Мерседес».    

Отдадим должное спокойствию Шарля Леклера. Видно, что после того, как он ослушался добровольно-принудительной рекомендации руководства команды в Монце и продолжил активно наседать на позиции напарника в финале Гран-при Италии, ему четко разъяснили порядок действий и преференции в планах на гонку в Сингапуре. Это не значит, что в «Феррари» определились с порядком номеров между гонщиками, и что теперь первый номер достался испанцу. Очевидно, паритет отныне устанавливается в зависимости от результатов квалификации. И поскольку поул на Марина-Бей выиграл Карлос Сайнс, то преимущество, скорее всего временное и касательно лишь этой конкретной гонки, в тактике скудерии было отдано испанцу, а не монегаску.

Не будем развивать здесь спор о том, справедливо это было или нет. Каждая «конюшня» вправе самостоятельно принимать решения на этот счёт.

И если у едущего сзади гонщика команды скорость больше (не учитывая преимущество, получаемое от системы подвижного крыла DRS), то почему бы и не поменять напарников местами по приказу из боксов, а не в результате острой борьбы на трассе, рискующей сходом одного или даже двух болидов с дистанции. В этом есть резон, поскольку самое главное для любой «конюшни» это победа в Кубке конструкторов, за который платятся огромные дивиденды. А уж потом победа в личном зачете конкретного пилота. Ведь за чемпионские титулы своего гонщика команды бонусов не получают. Разве что добавляются престиж и инвестиционная привлекательность для спонсоров.

Зачастую на Гран-при Формулы-1 неожиданно возникшие обстоятельства способны сильно изменить ход гонки. Ехали себе мирной парой пилоты «Феррари», соблюдая рекомендованную командным мостиком дистанцию. И вдруг случается авария с «Уильямс» Логана Сарджента. Появляется машина безопасности, начинается волна двойных пит-столов, все срочно устремляются в боксы за новыми шинами. Пытаясь создать чуть больший отрыв от напарника, тем самым дав время механикам подготовиться для обслуживания второй машины, Шарль слегка перестарался. Казалось бы какие-то 2,0 секунды, но они сыграли с монегаском злую шутку.

Итальянские механики отлично справились со своей работой, но выпустить сразу же Леклера не успели. В это время подъезжал к своим боксам Льюис Хэмилтон. И Шарлю пришлось ждать, когда освободится проезд. Именно поэтому на трассу после смены шин пилот «Феррари» вернулся не на свою законную вторую позицию, а лишь на 6-ю (!). Помимо гонщиков «Ред Булл», которые не поехали в боксы, решив попытаться переломить ход гонки в свою пользу и продлить жизнь своим жестким шинам, монегаску пришлось пропустить вперед себя еще и двух британцев: Джорджа Рассела и Ландо Норриса. В итоге Карлос Сайнс остался без «прикрытия своих тылов» со стороны напарника. Впрочем, как показало время, это скорее успокоило испанца, чем напрягло. Без прессинга со стороны Леклера Карлос провел остальную часть гонки весьма уверенно, одержав заслуженную победу и даже получив звание Гонщика дня в результате зрительского интернет-голосования.

Ред Булл вернется?

Тот факт, что пилоты «Ред Булл» не поехали, как все другие гонщики, на пит-стоп, привнес в гонку некоторую интригу. Ведь за те 20 кругов, что предшествовали выезду машины безопасности, Максу удалось обогнать лишь 3-х конкурентов. Причем, двоих из них он обошел на первом круге, а третьего, в роли которого был Кевин Магнуссен, Ферстаппену удалось одолеть лишь после четверти всей дистанции гонки, то есть после 15-кругов. Заметим, что обгонял он далеко не гонщиков лидирующей группы, а обычных середнячков, которые сражаются обычно хотя бы за попадание в первую «десятку», за которую начисляются очки. Вот уж действительно, как не пошло с самого начала в Сингапуре у «Ред Булл», так не заладилось и потом.

Помнится, несколько лет назад здесь же на автодроме Марина-Бей доминирующие тогда в чемпионате чемпионские машины «Мерседес» уже имели чем-то похожий с нынешним опыт провального выступления. Эдакая таинственная карма этой городской трассы.

В общем, решив улучшить свои далекие позиции за счет тактики, Ферстаппен и Перес остались на трассе на старых шинах. Действительно, их второе и четвертое места выглядели куда более предпочтительно, чем 8-е и 13-е после первой трети гонки.

Но оказалось, что и это решение было не самым лучшим. Сначала они пропустили вперед на более свежих шинах гонщиков лидирующей группы. А затем все равно вынуждены были ехать в боксы за свежими шинами, так и не дождавшись второго появления машины безопасности. Что самое удивительное, продержись они еще 3 круга, объявленный режим виртуальной машины безопасности мог бы им помочь с их рискованной стратегией. Но получилось не очень хорошо для «Ред Булл».

Лишь на завершающей стадии гонки Макс Ферстаппен наконец-то поехал быстро, обогнал нескольких соперников и финишировал 5-м. Серхио Перес сумел подняться лишь до 8-й строчки в итоговом протоколе. Теперь главный вопрос для австрийской «конюшни» и ее конкурентов: случайным ли был их провал в Сингапуре? И найдут ли они возможность вернуться в лидеры уже через неделю на японском автодроме в Сузуке?  

Ландо Норрис в Сингапуре – лучший из британцев

Этот британский юноша слегка напоминает лучезарностью своей улыбки австралийца Даниеля Риккиардо. От него веет и обаянием, и приветливостью, и оптимизмом. Это замечаешь сразу при первой встрече с ним в паддоке Формулы-1. Взять у него автограф или сфотографироваться вместе гораздо проще, чем с другими формульными звездами. Но это ни в коей мере не мешает ему быть быстрым и неуступчивым на трассе во время гонок.

Оказавшись позади лидирующего Карлоса Сайнса, британский гонщик, которого с испанцем связывают еще и дружеские отношения вне гонок, был образцом пилотирования.

Когда за 18 кругов до финиша пилоты «Мерседес» отправились в режиме виртуального сэйфети-кара в боксы на дополнительный пит-стоп, то они вернулись в гонку позади и Ландо Норриса, и Шарля Леклера. Началось преследование лидирующей группы, Рассел и Хэмилтон не скрывали своих амбиций на победу. Еще бы! Ведь только у «Мерседес» были в запасе новые шины «медиум», которые они сэкономили по ходу квалификации.

Отыгрывая по 2 секунды на круге, Джордж и Льюис быстро добрались до лидеров. Шарль Леклер оказал не очень долгое сопротивление. Хотя Расселу все же пришлось изрядно потрудиться прежде, чем обойти «Феррари» соперника. Льюис Хэмилтон ехал повеселее. Он не только сократил свое отставание от Джорджа с 5 до 1 секунды, но и сам обгон Леклера провел гораздо быстрее.

А вот за машиной Ландо Норриса «Мерседес» Джорджа Рассела застрял. 8 кругов пилот «МакЛарен» упорно сопротивлялся. Льюис Хэмилтон, сохраняя позиции, обратился даже к команде, чтобы та попросила Джорджа действовать порешительнее. Я уверен, что если бы речь шла о борьбе за чемпионский титул, то Льюис напрямик сказал бы командному мостику, чтобы те дали приказ его пропустить. Ведь Хэмилтон явно ехал быстрее, да и опыта у него побольше для подобных сражений. Но в данной ситуации британский чемпион был тактичен в своем обращении к команде.

В начале последнего круга Джордж максимально приблизился к машине Ландо, готовясь к решающей атаке, но слегка просчитался. Его болид зацепился задним колесом за стену и уехал в карман безопасности, где и встретился с отбойниками. Таким образом 3-е место на подиуме неожиданно без боя досталось Льюису Хэмилтону. Попытаться обогнать «МакЛарен» Ландо Норриса уже не оставалось ни времени, ни дистанции.

Пересматривая повтор этого инцидента, мы увидели, что Джордж допустил характерную в такой ситуации ошибку. Он фактически «приклеился» к корме машины противника и повторял в точности за ней траекторию. И в этот момент Ландо допустил небольшую ошибку, зацепившись задним правым колесом за стену. Для пилота «МакЛарен» все закончилось благополучно, машина не пострадала, и он доехал до финиша. А вот «Мерседес» Джорджа коснулся стены уже более чувствительно. Это и привело к аварии и сходу.

Понятно разочарование Джорджа, который по ходу гонки несколько раз повторял по радио своей команде, что он очень хочет выиграть этот Гран-при. Увы, желаемое не всегда совпадает с действительным.

Победа Карлоса Сайнса стала второй в карьере испанца. Но главная ее ценность даже не в этом, а в том, что своим успехом пилот итальянской скудерии прервал затянувшуюся серию суперуспешных выступлений команды «Ред Булл» и Макса Ферстаппена. Точно так же, как в далеком 1988 году гонщик «Феррари» Герхард Бергер на домашней трассе скудерии в Италии победил после долгого доминирования команды «МакЛарен», которая выиграла в том сезоне 15 из 16 поулов и гонок.

Благодаря успеху испанца сегодня в Сингапуре впервые в этом сезоне на подиуме прозвучали мелодии испанского и итальянского гимнов. Кстати сказать, итальянский гимн среди тех, которые мне доводилось слышать на подиумах Формулы-1, является самым веселым и оптимистичным. И сами итальянцы нисколько не смущаются, что он выглядит менее торжественным чем остальные гимны. Главное для них это то, чтобы он был радостным и звучал почаще в честь их побед.

Уже совсем скоро в ближайший четверг Формула-1 со всеми своими командами и техническим багажом откроет двери моторхомов и боксов в далекой для нас Японии, где солнце встает на 6 часов раньше, чем в Минске. Гран-при в Сузуке обещает быть интересным, хотя пока что в этом сезоне в конкурсе на приз лучшего Гран-при прошедший этап в Сингапуре идет на первом месте.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter