Живописное безрыбье

Попасть на полную творческих открытий конкурсную выставку детских рисунков "ООН - для тебя, ты - для ООН", минуя зал, где размещалась экспозиция работ участников Республиканской выставки-конкурса молодых художников, завершившейся на днях во Дворце искусств, было никак невозможно.
Попасть на полную творческих открытий конкурсную выставку детских рисунков "ООН - для тебя, ты - для ООН", минуя зал, где размещалась экспозиция работ участников Республиканской выставки-конкурса молодых художников, завершившейся на днях во Дворце искусств, было никак невозможно. Столь же сложно удержаться от мысленного сравнения "несовершеннолетней" и "дипломированной" живописи. Мало того, что нынешний конкурс недавних выпускников творческих вузов страны получился гораздо слабее двух предыдущих, - картины молодых профессионалов настолько явно уступают произведениям их юных непрофессиональных пока коллег (в том числе по глубине и оригинальности мысли), что... А что, собственно, вообще происходит в молодом белорусском искусстве?

А происходит то, что и везде, - искусство становится самостоятельным. И в материальном плане тоже. Прежних госзаказов нет, а шансов продать свою работу у молодых "нераскрученных" художников немного, отсюда - недостаток средств на "средства производства". Поэтому практически все работы (за редким исключением), предложенные на конкурс, были небольшого размера. И Леонид Хоботов, славящийся тем, что из "ничего" может сделать выразительную экспозицию, в этом случае оказался в затруднении. Как, впрочем, и жюри конкурса - выбирать было особенно не из чего. Усугубило ситуацию также то, что в этом году организаторы отказались от привычной практики выставлять дипломные работы - дескать, в таком случае в произведении больше творчества не автора, а его педагога. Брали на выставку и откровенно слабые работы - преимущественно периферийных авторов. Исходя из тех соображений, что в зал, где выставляется его произведение, художник придет обязательно. А заодно сможет оценить творчество более сильных конкурентов и сделать полезные выводы. Недаром ведь говорят: художник растет выставками.

А расти нашей творческой молодежи предстоит основательно. О чем свидетельствует хотя бы присуждение Гран-при Ольге Лузан за триптих "Кафе" из серии "Мифы мегаполиса", выполненный в смешанной технике. Жюри поразила не столько новизна в разработке темы, сколько количество труда, вложенного в эту многометровую работу. Тщательно прорисованные золотые лица, вписанные в багряные кубы, соединенные каллиграфическими текстами, - действительно, такую картину за неделю не создать. Но Гран-при за трудоемкость. Хм...

А вот "Отражение дождя" и "Отражение солнца" Ольги Кузнецовой, созданные как раз всего за неделю, своим на редкость убедительным сочетанием абстрактных пятен, передающих заданную погоду, всерьез претендовали на первое место. Но, по мнению жюри, недостаток времени помешал художнице довести картины до совершенства. В результате, как и в предыдущий раз, Ольга получила второе место.

Кстати, в процессе обсуждения конкурсных работ от наших заслуженных и уважаемых художников не раз поступали предложения не присуждать первых мест вовсе! Считанные творения были приняты без претензий. К примеру, "Автопортрет" Павла Войницкого, выполненный в виде клетки из обрезков проволоки. В первые дни выставки внутри клетки порхала живая птичка, потом ее убрали, нарушив замысел художника, - очень уж холодно в зале. Тем не менее Павла назвали победителем в номинации "Авангардное искусство". На фоне обилия пейзажей и обнаженной натуры эта композиция и вправду выглядела едва ли не вызовом убогости мысли большинства молодых творцов. Отдельной категорией выделялись работы, явно навеянные модной литературой. Но перенесенные на холст Павич, Пелевин и Мураками особенно не впечатляли... Хотя символически эта выставка была приурочена к юбилею Я.Коласа и Я.Купалы (о чем свидетельствовало ее название, позаимствованное из поэтического наследия одного из песняров, - "Час не стаiць i не чакае"), национальным мотивам нашлось место разве что на гобеленах. В виде исключения только гобеленщикам позволительно было выставить свои дипломные работы - без присуждения наград. Дело в том, что Борисовский комбинат, где еще недавно делали гобелены, ткачеством уже не занимается. Правда, соответствующие мастерские имеются в каждом учебном заведении, где готовят художников. Но, перестав быть студентами, создавать гобелены их выпускники уже там не могут. В поисках выхода Евгения Алисейчик попыталась восстановить древние традиции и сделала серию дипломных работ в технике набивного войлока. Специально для нее Мингорисполком учредил номинацию "Новаторство и традиции". Но "войлочная" технология такова, что вряд ли Евгения будет заниматься этим дальше: варить войлок в квартире невозможно...

Большинство молодых художников не являются членами творческого союза, для вступления в который необходимо участие как минимум в пяти выставках. Поэтому права на мастерскую не имеют. Работают в квартирах, подвалах - большая удача, если повезет вести кружок, изостудию... Одновременно многие стараются делать работы уже не столько "для себя", сколько для салона - в расчете на продажу. На выставке это было очень заметно. Но, похоже, еще не все молодые творцы усвоили, что покупать картины сейчас престижно, а богатые люди, побывавшие "в зарубежах", очень неплохо разбираются в современном искусстве. Так что если не благодаря выставкам, то под влиянием одного этого обстоятельства творческая молодежь будет просто вынуждена подрасти.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter