Железная леди

Еще пару месяцев назад ТЮЗ нещадно штормило.
Еще пару месяцев назад ТЮЗ нещадно штормило. Театр давно уже разделился на два непримиримых лагеря - сторонников заместителя директора Владимира Рулева и приверженцев покойного главного режиссера: очень уж разные взгляды на творчество были у администрации и руководителя театра. Но смерть Андрея Андросика перевела многолетний пассивный конфликт в активную стадию. В те дни мне не раз и не два довелось побывать в здании, превратившемся в настоящий театр военных действий. Покидая трясущиеся от эмоций стены ТЮЗа, я снова и снова ловила себя на мысли о том, что уже через несколько метров смогу отвлечься на что-то более позитивное, а людям и дальше жить в этом кошмаре. Возможно, потому, что актеры - народ повышенной эмоциональности, ситуация временами казалась трагически безвыходной...

Надо сказать, Министерство культуры предложило ТЮЗу очень нестандартный выход, назначив главным режиссером агрессивного театра женщину, притом молодую, Наталью БАШЕВУ. Лучшую подругу жены Андрона Кончаловского, с которой она вела когда-то популярную телепрограмму "Абiбок", в прошлом архитектора и обладательницу первых премий Республиканского молодежного фестиваля за спектакли "Русалочка" и "По дороге в Вифлеем". Еще тогда, во время скандала, отношение к ней как к возможной хозяйке театра было весьма неоднозначным. Поэтому, едва появившись на пороге кабинета новоиспеченного главного режиссера, я сразу же поинтересовалась, насколько свободно ей дышится в сегодняшней атмосфере ТЮЗа.

- Обстановка гораздо спокойнее. Все заняты, не до скандалов уже, - сообщила Наталья. - Большая часть труппы в память о покойном режиссере пытается доделать его спектакль, ждем питерского режиссера Бориса Сапегина, который закончит постановку. Чуть позже планируем провести акцию памяти Андрея Андросика с показом всех его спектаклей. И дальше у театра еще много планов... Знаете, актер - это человек, живущий в предлагаемых обстоятельствах. Сегодня обстоятельства другие, и уже никто не пытается кидаться на амбразуру, накручивать себя, хотя у всех нас преимущественно образное мышление. Скандальные письма, жалобы во всевозможные инстанции также остались в прошлом.

- А вы знаете, что ходят слухи, будто Башева собирается уволить всех пенсионеров?

- Я в курсе и даже догадываюсь, откуда взялась такая информация. Но увольнять никого не собираюсь. У нас другой театр. В Беларуси, да и везде очень мало актеров, которые могут работать на этой сцене. Здесь нужны многолетняя закалка, десятилетиями, и еще любовь к детям. Я знаю многих звезд сцены, которые панически боятся детской аудитории. Так как же я могу уволить наших "аксакалов"? Их опыт, мудрость - это тоже достоинства. Другой вопрос, что театру необходимы молодые артисты - и мы уже нашли для них свободные вакансии. Не за счет пенсионеров или актеров, покинувших труппу. Никто из ТЮЗа не ушел - потому что "пришла" работа.

- Вы обмолвились, что большая часть труппы занята в "Полианне". А эта работа началась еще при прежнем главном режиссере...

- Это так. Но моя главная цель - обеспечить всех актеров максимальной занятостью. В ближайший год мы планируем выпустить больше десятка спектаклей! Уже провели переговоры с некоторыми российскими режиссерами - они, в принципе, согласны сотрудничать. Следующим летом, возможно, спектакль в ТЮЗе будет ставить Николай Пинигин, хотя он очень занят и востребован в России. На недавнем худсовете обсуждали новый проект "Живой театр": собираемся ставить "Последнюю дуэль" Пушкина с "живым" оркестром музыкального колледжа.

- Не боитесь отпугнуть публику произведением из школьной программы?

- Я допускаю, что из-за негативного отношения к школьной программе аншлага сразу не будет. Будет позже. Мы сами заново открыли для себя Пушкина! Это произведение настолько интригующее, мистическое и детективное, что успех непременно придет. Классика - вечные спектакли. Например, за 5 лет наша "Русалочка" уже и морально подустарела, и декорации обветшали (сейчас мы их восстанавливаем, будем переделывать и сам спектакль), но каждый раз - аншлаг.

- Ну сказки - совсем другая "классика".

- Для детского театра сказки очень важны. Тем более для самых маленьких, так сказать "горшочников", зрелищ в городе почти нет. Только кукольный театр. Был еще "Гоша", но сейчас эта ниша свободна. Кому ее заполнять, как не ТЮЗу? Ведь от того, кто придет в наш театр сегодня, зависит, какая публика будет завтра в Купаловском или Русском театре. У нас очень важная миссия. Поэтому сейчас я собираюсь возродить психолого-педагогическую службу, сотрудники которой ходили бы по школам и приглашали детей в театр.

- Женщины - главные режиссеры - для Беларуси явление несвойственное. Вот Ирэна Мацкевич попыталась возглавить театр "Дзе - я?", но особенно в этом не преуспела. Тут нужен железный характер...

- Характера у меня хватает. Я могу жестко ставить на место, добиваться рабочей дисциплины (хотя и понимаю, что достичь в театре такой же дисциплины, как и на производстве, невозможно). Рискую прослыть мегерой? Едва ли. Потому что знаю: мир спасет не одна лишь красота, но и юмор.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter