Ждать осталось недолго…

Бизнес пытается оценить плюсы и минусы Таможенного союза

Бизнес пытается оценить плюсы и минусы Таможенного союза

Идея регионального объединения не нова – сегодня в мире, по данным ВТО, насчитывается около 200 таких организаций. Это своего рода вызов процессу глобализации, от которого выигрывают в основном развитые страны. Таможенный союз (ТС) России, Беларуси и Казахстана должен усилить экономики трех стран – макроэкономические выгоды очевидны и не вызывают сомнений.

В разрезе отраслей все не так однозначно… Одни предприятия ждут единого таможенного пространства с нетерпением, другие – с настороженностью. Правда, окончательная экономическая раскладка не просматривается: ряд ключевых вопросов по созданию единого таможенного пространства еще обсуждается. Преимущества и недостатки Таможенного союза для развития бизнеса недавно рассматривались на очередном заседании Совета по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь.

«Создание таможенных союзов – объективный процесс, который позволяет в большей степени задействовать потенциал стран и поднять конкурентоспособность каждой из них в глобальном масштабе», — пояснил в своем выступлении председатель совета Владимир Зиновский. В то же время он заметил, что изменения в деятельности субъектов хозяйствования, независимо от их размеров и форм собственности, неизбежны… Поэтому и главный вопрос заседания звучал достаточно внятно: к чему готовиться бизнесу?

Основные задачи таможенного объединения – снять тарифные и нетарифные барьеры, упростить внешнеторговые процедуры, унифицировать формы контроля. «Опыт показывает, что возможность беспрепятственно перемещать товары по единой таможенной территории приводит к увеличению внешнеторгового оборота и, соответственно, росту ВВП стран-участниц», — сообщил советник управления СНГ и ЕвразЭС МИДа Сергей Кудрейко. По его информации, единый таможенный тариф будет вынесен на рассмотрение глав государств 27 ноября, и с момента его утверждения фактически и начнется существование ТС. Кроме того, планируется, что к 1 июля 2010 г. завершится переход на единые формы таможенного контроля, который перейдет на внешние контуры границ трех государств. Сейчас стороны ведут переговоры по такому важному вопросу, как разработка механизма исчисления и перераспределения сумм таможенных пошлин, сообщил Сергей Кудрейко.

Ожидается, что к середине следующего года вступит в силу Таможенный кодекс ТС, проект которого уже подготовлен. Это серьезный документ более чем на 200 страницах, который вобрал в себя все прогрессивные нормы, все лучшее, что есть в таможенном законодательстве стран-участниц, а также Киотской конвенции, утверждает начальник управления организации таможенного контроля ГТК Александр Нистюк. Понятно, что по тем вопросам, с которыми связано наполнение бюджетов стран-участниц, переговоры продолжаются, поэтому в проекте кодекса немало отсылочных норм. Что изменится в этом едином для трех государств документе? Появится необычная терминология, трансформируются некоторые подходы, но в целом в ГТК уверены, что смогут провести разъяснительную работу с субъектами хозяйствования, – такой опыт получен во время введения ныне действующего Таможенного кодекса Республики Беларусь.

Предпринимателей волнует, что будет с косвенными налогами и не придется ли им открывать представительства в Казахстане, как это уже происходило в отношениях с РФ, когда НДС стал уплачиваться по стране назначения товара… Документы, которые определяют порядок взимания косвенных налогов, учитывают практику применения двусторонних межправительственных соглашений между Беларусью и Россией, подтвердили в Минфине. Впрочем, полной ясности в вопросе взимания НДС пока нет.

Главная идея единого таможенного пространства для Беларуси – свободный и предсказуемый доступ на рынки России и Казахстана, подтвердил представитель МИДа. «Но отечественным субъектам хозяйствования надо быть готовыми и к конкуренции на внутреннем рынке», — заметил Сергей Кудрейко. Что касается политики в тарифной сфере, то с 1 января следующего года ее будет проводить комиссия ТС, решения которой станут обязательными для всех сторон. Однако России в этой комиссии принадлежит 57 % голосов, в то время как Беларуси и Казахстану – по 21,5 %.

Многие члены совета высказывали опасения, что, работая в условиях Таможенного союза, наша страна в большей степени столкнется с ростом импортных поставок из России и Казахстана и не сможет компенсировать их за счет экспорта. При этом справедливо указывали на растущую величину отрицательного сальдо внешней торговли. Очевидно, что не стоит рассчитывать белорусскому бизнесу и на равный доступ к российским энергоносителям: это слишком серьезный источник доходов бюджета РФ, чтобы наша соседка запросто отказалась от тех или иных сборов. «Что же получается: границы открываются, а нашему бизнесу придется конкурировать в неравных условиях?» — задал вопрос председатель правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Георгий Бадей. Пока непонятно, что произойдет и с теми преференциями, которые, например, установила Беларусь для иностранных инвесторов, ввозящих в страну инвестиционное оборудование… Прорабатываются вопросы и с квотами на поставку белорусских товаров в Россию, в частности по сахару, молоку, мясу…

Долю оптимизма внес в обсуждение член совета, генеральный директор ООО «Белинтер-транс» Вячеслав Довнар. «Мы с нетерпением ждем момента, когда Таможенный союз начнет действовать, — заметил он. – Сегодня по оказанию грузовых транспортных услуг мы вышли на уровень $ 650 млн. в год, но наш потенциал оценивается в $ 1 млрд.». Белорусские перевозчики ожидают, что не только им станет проще работать, но и российские коллеги переориентируют часть грузовых потоков на нашу страну.

Подводя под дискуссией черту, Владимир Зиновский пояснил, что все предложения будут обобщены и направлены премьер-министру.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter