Законы суровы. Тем более законы природы

Не кажется ли вам странным, что в начале нового века и тысячелетия мы все еще продолжаем сверять свою жизнь с пресловутым 1990 годом? Лично мне погоня за прошлым кажется совершенно бесперспективным занятием.
Не кажется ли вам странным, что в начале нового века и тысячелетия мы все еще продолжаем сверять свою жизнь с пресловутым 1990 годом? Лично мне погоня за прошлым кажется совершенно бесперспективным занятием. Поэтому, выслушав в очередной раз воспоминания одного хозяйственного руководителя о светлом "вчера", попыталась найти положительные стороны нашего "сегодня". Один из плюсов обнаружила быстро. Пусть простят меня экономисты, но от падения нашего производства выиграла... экология. Значит, и наше с вами здоровье.

Выбросы в атмосферу от заводов и фабрик уменьшились втрое, от транспорта - вдвое. В полтора раза меньше мы стали брать воды из рек и озер. Да и сами они, прямо скажем, стали намного чище. Разумеется, не без усилий природоохранных служб. Сейчас в стране строится более сотни очистных сооружений. Эти результаты, по-моему, для нашей пострадавшей от Чернобыля страны не менее значимы, чем увеличение ВВП. Хотя и он, как известно, по пятилетнему плану социально-экономического развития должен возрасти на 30 - 35 процентов.

Другое дело, что опять коптить небо и загрязнять воду у наших производителей не получится. В ближайшее время в правительство поступят основные направления экологической политики Беларуси на период до 2015 года. Главное, как рассказал мне начальник отдела Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Леонид Грибко, предусматривается 5-кратное уменьшение предприятиями выбросов в атмосферу и их сбросов в водоемы за счет новых технологий и перехода на малоотходное и безотходное производство. Вот только кто оплатит такое масштабное переоснащение? Треть предприятий, как известно, убыточны, да и остальные еле сводят концы с концами... Между тем только на ближайшие 5 лет на природоохранные мероприятия требуется почти 200 млрд. рублей. Бюджет не резиновый... Разве что инвестор найдется.

Впрочем, это лишь на треть решит проблему. Гораздо сильнее, чем заводы и фабрики, небо коптят автомобили, которых в стране с каждым годом все больше. Смягчить последствия автомобильного бума специалисты Минприроды предлагают переводом транспорта на газ или неэтилированный бензин. Местами звучат призывы о пересмотре правил ввоза в страну подержанных авто. Правда, большинство наших сограждан их, пожалуй, не поддержит: старенькая иномарка для многих сегодня чуть ли не единственно возможное средство передвижения. А вот скорректировать градостроительные стандарты, сделав упор на создании многоуровневых автомобильных развязок, давно пора. Иначе через пару лет ездить по нашим магистралям будет вообще невозможно.

Вообще новый документ, разработку которого вели более 150 экспертов, показывает пути решения самых злободневных экологических проблем. Планируется, например, усовершенствовать экономический механизм природопользования, поменять систему тарифов и лимитов десятилетней давности. И это вселяет надежду на то, что наш общий дом - Беларусь - станет чище и уютнее.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter