Закат политинвестиций

Еще не вечер, но сумерки, похоже, сгущаются.
Еще не вечер, но сумерки, похоже, сгущаются... Лидер одной из оппозиционных партий доверительно жалуется близким знакомым на то, что бывшие зарубежные социал-демократические партнеры из восточноевропейской страны в наступившем политическом году стали более сдержанными по части материальной поддержки белорусских коллег. Однако, на мой взгляд, в нарастающей холодности есть своя логика. Инвестиции, как известно, должны окупаться. Будучи вложены в ту или иную партию, должны бы усиливать рост ее влияния в массах. Но на левом, например, фланге почти не видно ощутимого шевеления. И не тянет на событие "сватовство", допустим, группы соцдеков-раскольников из одной партии к другой, еще цельной партии. Потому что с одной стороны в процессе реально участвуют, скажем, три персоны, а с другой - десяток-другой. И это нисколько не волнует не только массы, но и прилежащие к социал-демократам тонкие социальные прослойки.

Проигравших на президентских выборах 2001 года хуже привечают в европейских парламентских и прочих структурах. Там, куда прежде звали (за счет принимающей стороны) пять персон, сегодня маячит одно лицо. Да и то, похоже, лишнее, можно было и на него не тратиться. Потому что, скажем, на зимней сессии ПАСЕ до обсуждения "белорусского вопроса" (о статусе парламента) дело так и не дошло, ввиду его практической исчерпанности и прибавления многих других, куда более актуальных для сообщества, проблем. Это очень частная деталь показывает, как за рубежом меняется отношение к самому вопросу финансовой поддержки внутренней белорусской оппозиции.

Есть совсем уж кулуарная информация... Занятный, знаете ли, слышала я намедни рассказ: пришел наш борец за идеалы демократии в то место, где ему никогда не отказывали, а ему вежливо, но прямо говорят

: - Простите, господин хороший, но лично вы у нас из доверия вышли.

Конечно же, аукается в заметно похудевших портмоне и коррупционно-грантовый скандал, шумевший в тесных оппозиционных кругах всю прошлую осень . Многие имиджи тогда пострадали, многие маски попадали - иных свои же перестали узнавать в лицо и здороваться. Некрасивые истории не прошли мимо внимания держателей фондов - вот они и стали разборчивее и осторожнее.

Слышно также, что собственники и менеджеры некоторых минских малотиражных изданий проявляют большую требовательность к творческим трудовым коллективам, по-отечески упрекая сотрудников, что те писать стали меньше и хуже, совсем почти без вдохновения. Далеко не глупый тамошний пишущий народ понимает намеки правильно: у шефов, видимо, тоже проблемы с финансированием газет. И это может не лучшим образом сказаться на материальном положении. Назревает вопрос о поисках иных источников пропитания, и рождаются некоторые альтернативные проекты в сфере СМИ. Но опять же вопрос - где взять на это деньги?

Короче, нерадостно в сгущающихся сумерках, неуютно. И вряд ли сильно греют душу судебные процессы, которые ведут конкретные как бы общественные организации в защиту своей чести. Они хотят доказать, что и не получали валюту, и не получают, и получать не собираются. А между тем время идет, и к финалу судебных разбирательств может вполне правдиво прозвучать аргумент

: - Нам действительно зарубежье не платит, и впредь платить не собирается.

При всем сочувствии к тем, кто теряет традиционные источники существования (все мы люди, всем надо кормить семьи), за них ведь можно и искренне порадоваться. Волей-неволей, а ведь тем самым стирается с оппозиции, выражаясь высоким штилем, клеймо заангажированности. И общая политическая атмосфера очищается. А за сумерками и за ночью, как известно, наступает новый рассвет. Придет, наверное, и то время, когда вливание в Беларусь потока грантов назовут всего лишь фактом истории. Да еще и бирочку повесят: "Себя не оправдало".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter