За витриной магазина

18 часов, центр Минска.
18 часов, центр Минска. Обхожу несколько промтоварных магазинов. Уже возле второго натыкаюсь на запертую дверь. В 19.00 в большинстве магазинов рабочий день заканчивается. Как же сделать покупки, если вы работаете с 9 до 18, а магазин - с 10.00 до 19.00, да еще с перерывом на обед? Правильно: пойти в те магазины, которые открыты 12 часов в сутки.

Такого графика уже много лет придерживаются крупные универмаги Минска. И пока другие предприятия торговли теряют покупателей, они стараются их привлечь. Заместитель директора столичного ЦУМа Юрий Котов отметил, что с 18 и до 20 часов в универмаге самый большой поток покупателей и самая активная продажа товаров. Много покупок вечером делают иногородние. После 20 часов в ЦУМе в основном торгует продовольственный отдел. Но даже эту выручку универмаг терять не хочет. А о выходных и праздничных днях вообще речь не идет! Ведь, по словам Юрия Котова, именно в субботу и воскресенье люди приходят в магазин за крупными покупками типа сложной бытовой техники.

Почему же другие магазины не придерживаются удобного для покупателей графика работы, если его преимущества столь очевидны? "Мы что, будем работать как вам хочется?" - ответила мне по этому поводу продавец одного из фирменных магазинов. Как говорится, "приплыли". Мол, ваши покупки - ваши проблемы. И такая позиция - у многих магазинов. В разрекламированном по Белорусскому ТВ магазине "Палас" на проспекте Дзержинского мощь торгового предприятия символизирует набитый коврами, обоями, линолеумом грузовой фургон. В "Паласе" все есть! Кроме транспорта для доставки товаров... На мой вопрос: "Как увезти кусок коврового покрытия размером 3х3 метра?" продавщица ответила: "Сложите его конвертом, и он поместится в легковой машине".

А если я покупаю рулон линолеума, который конвертом не складывается? И у меня своей машины нет?

Маленький частный магазинчик в районе Юбилейной площади торгует офисной мебелью. Два месяца назад мои знакомые попытались купить здесь стол для компьютера. Попытка не удалась, хотя подходящая модель была в продаже. А все потому, что на все филиалы фирма выделила для транспортных нужд покупателей всего один микроавтобус. Он в тот момент оказался на другой торговой точке. Покупателям было предложено: оставить заказ и номер домашнего телефона. Спустя 2 недели, так и не дождавшись из магазина ни звонка, ни своего стола, мои знакомые пошли в другой магазин.

Как видим, из-за равнодушного отношения проигрывают и покупатели, и торговля. Первые теряют драгоценное время, вторая - выручку и доверие потенциальных клиентов. А заработать его сегодня, пожалуй, труднее, чем деньги. Недавно Министерство торговли подвело итоги 2001 года. По сравнению с предыдущим 2000-м годом рентабельность торговой деятельности уменьшилась вдвое. А 35 процентов предприятий торговли в республике оказались убыточными. Ситуация тревожная. Если оставить в стороне механизмы ценообразования, товарооборот, проблемы с поставщиками, то немало в этой ситуации зависит непосредственно от работников прилавка, от их отношения к покупателям.

Но, видимо, понятие "конкуренция" для многих работников торговли остается пустым звуком. Они с завидным упорством продолжают играть лишь роль неких надзирателей в торговых залах. Хотя образцы нового отношения к покупателям есть. В том же ЦУМе ведется учет количества посетителей: в среднем их 40 тысяч в день. А уж как превратить посетителя в покупателя - забота работников торговли. Если бы такими мыслями прониклось большинство из них, может, и итоги прошлого года, вся торговая статистика была бы лучше? А мы с вами не чувствовали себя в магазине незваными гостями.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter