Почему многоуровневый маркетинг не сдает своих позиций даже во времена экономических потрясений
Если мне протягивают руку — путь это даже раздатчик флаеров — не протянуть навстречу свою не представляю возможным. Читать, правда, полученные «визитки» не читаю, складываю в карман. А недавно полюбопытствовал — на всех разнокалиберных бумажках сплошь приглашения на работу. Исключительно «перспективные» и только для «серьезных людей». Что же скрывается за этими, пусть и неубедительными, но интригующими, словами?
Телефонные переговоры показали: зовут в распространители, или, как заявляют сами работодатели, «в дистрибьюторы». Интернет, рассказала мне временно безработная знакомая, также наполнен завуалированными объявлениями о вакансиях от сетевиков. Бывает, говорит она, о многоуровневой направленности бизнеса узнаешь только на собеседовании. В телефонном разговоре лишь: «Ищем специалиста по продажам в крупную компанию». Приглашения к сотрудничеству с разноцветных листовок на столбах, как подтвердил мой опрос, из того же источника.
— Мы представляем крупную иностранную компанию, поставляющую на белорусский рынок продукты оздоровления… — ответил на мое приветствие один из абонентов. — О нашем уникальном предложении лучше говорить при личной встрече. Только когда же в моем плотном графике собеседований найти минутку для встречи с вами?
…В кафе торгового центра «Столица» Андрей начал беседу с приятного — перспектив «колоссальной прибыли».
— Благодаря нашей компании вы запросто сможете зарабатывать доллары, много-много долларов! — словно актер разговорного жанра, начал расписывать передо мной он невероятные возможности. На вопрос же официантки, подошедшей взять заказ, неожиданно смутился: «А можно мы здесь так посидим? Ладно-ладно, один стакан минералки принесите».
Биологические добавки, поставляемые компанией, по словам Андрея, помогли его тетушке похудеть на пятнадцать килограммов, а рядовому рабочему из какой-то провинции стать олигархом белорусского масштаба. Андрей энергично доказывал мне, что без его фирмы я не проживу. Сначала — в одиночку, потом при поддержке двух сослуживцев.
— О, какая встреча! Знакомьтесь, это менеджеры нашей фирмы Олег и Вадим, — удивленно-фальшивым голосом встретил он двух подошедших к нашему столику мужчин.
Оцепив меня кольцом, веселое трио, не смолкая ни на секунду, взялось за «обработку». Уговаривая, задали, казалось бы, риторический вопрос о моем выборе между центом и сотней тысяч долларов.
— В нашем бизнесе предпочтительнее цент, ведь в геометрической прогрессии он способен стать миллионом… А все потому, что, приведя в фирму человека, в дальнейшем вы будете получать проценты не только от его продаж, но и от продаж уже его учеников. И так по длинной цепочке, — в три пары рук на клочке бумаги партнеры набросали простецкий бизнес-план, напоминающий дерево, в котором вы на правах «корня» сможете выжимать все соки из своих «веток».
Товар их фирмы не продается в торговых точках — только через распространителей, чем и подогревается интерес доверчивых. Стоимость одной упаковки снадобья (самостоятельно высчитал средний знаменатель из длинного прайса) 60 тысяч рублей. Сетевики меня убеждали, что их продукция не имеет аналогов, но многие названия почему-то оказались знакомыми. Например, эхинацея. У них препарат для укрепления иммунитета стоит 40 тысяч рублей, в то время как в наших аптеках — от полутора до десяти тысяч. И это, полагаю, только самый очевидный и наиболее скромный пример сетевого надувательства…
Примечательно, что первая компания, использовавшая сетевой метод продвижения товара, появилась во времена Великой депрессии в США. Тогда люди, потерявшие почти все, легко попадались на удочку торговцев, гарантировавших стремительное обогащение и вечную молодость. В Россию проверенный и обкатанный на миллионах западных граждан метод пришел 20 лет назад, принеся с собой в качестве приманки «Гербалайф», множество легковерных потребителей которого на просторах СНГ находилось даже в самые экономически сложные годы…
Как рассказал мне ведущий научный сотрудник отдела человеческого развития и демографии Института экономики НАН Беларуси Сергей Черныш, в условиях любого кризиса возникает проблема безработицы, которая и определяет бурное развитие сетевого маркетинга, готового принять в свои ряды каждого. Для этой работы не нужны специальное образование и какие-то капиталовложения, нет ограничений по возрасту или полу, плюс свободный график работы.
Известно, что четыреста сравнительно честных способов отъема денег знал еще Остап Бендер. Но то, что было в прошлом веке, кажется уже доисторической эпохой. Сегодня современные комбинаторы изобретательны как никогда, поэтому не забывайте: ловя легкую добычу, можете сами угодить в хитрые сети.