Вот парадный подъезд...

Обращаясь к представителям власти, люди ждут уважения и внимания, хотят получать действенную помощь.
Обращаясь к представителям власти, люди ждут уважения и внимания, хотят получать действенную помощь. Многие очень обижаются, если их не допускают на прием к первому лицу, а отправляют в кабинеты к другим ответственным лицам, расстраиваются, когда нужного чиновника нет на месте. "Власть для народа, а не народ для власти" - так нас всегда учили. Но всегда ли мы предъявляем к власти справедливые требования?

Начальник отдела писем и организации приема граждан Могилевского горисполкома Антонина Барсукова рассказала, что в среднем каждое десятое обращение граждан является необоснованным. Чаще всего с такими требованиями приходят жители областного центра, желающие улучшить жилищные условия. Кто-то хочет получить субсидию, не имея на это никаких прав, кто-то по старинке надеется получить бесплатное жилье. Иногда вполне трудоспособные дети и внуки обращаются от имени престарелых и заслуженных представителей старшего поколения.

...ЖСК строил дом без отделочных работ. Условия строительства устраивали всех, кроме одной семьи. Этой семье хотелось, чтобы отделка была произведена за счет государства. Старшее поколение семейства имело право на некоторые льготы, и власти пошли навстречу: установили ванну, выделили денежную ссуду на отделочные работы. Но благодарности от многочисленного семейства не дождались: когда представители исполкома прибыли на дом к хозяйке квартиры, чтобы вручить ей деньги, та деньги не приняла, обругала пришедших и... потребовала, чтобы эту квартиру забрали, а дали другую, государственную, с полной отделкой. Представители власти так растерялись, что начали уговаривать разбушевавшуюся даму принять помощь, обещая поехать вместе с ней покупать обои, а потом собственноручно помочь их клеить. Вообще, история с обустройством этой семьи на новой жилплощади длилась долго и порядком поднадоела многим могилевским чиновникам: необоснованные требования и претензии сыпались во все инстанции с завидным постоянством.

Сотрудники горисполкома, работающие с обращениями граждан, опираясь на собственный опыт, твердо уверены, что нельзя никому помогать "в виде исключения", если это может вызвать аналогичные просьбы со стороны соседей и знакомых "счастливчика" ("А чем мы хуже?") или бесконечные просьбы о помощи уже с его стороны. А людей, которые просят помочь "в виде исключения", зная, что по закону никакой помощи им не положено, очень много. Особенно много тех, кто желает под любым предлогом получить материальную или гуманитарную помощь.

Малообеспеченным семьям помогать приходится - иногда люди считают, что если деньги им не будут выделены, единственное, что им остается, - это уйти из жизни. Хотя, положа руку на сердце, выход из положения есть у каждого трудоспособного человека. И зачастую это перемена места жительства с трудоустройством на новом месте или получение новой профессии, а отнюдь не самоубийство, которым некоторые пугают чиновников. Впрочем, в каждом конкретном случае нужно разбираться отдельно. И, несмотря на финансовые трудности, материальную помощь в Могилеве оказывают многим малоимущим.

Но как понять тех, кто приходит в горисполком с претензиями, что домоуправление взамен выбитого стекла установило обычное, а не такое, как у соседей-бизнесменов, что на балконе перегородку сделали не такую, как человек видел в западном каталоге или на другой улице?

А сколько посетителей приходит жаловаться на соседей и домочадцев! Многие люди стали неуживчивыми, стараются как-то насолить, навредить друг другу. В горисполком же приходят совсем не затем, чтобы их примирили, а наоборот - чтобы помогли "насолить" ненавистному соседу. И представители власти вынуждены выступать в роли судей - мирить, объяснять, в особо сложных случаях советовать разъехаться.

Нередко просители проявляют агрессивность.

Причем самыми непредсказуемыми посетителями зарекомендовали себя внешне вполне безобидные старушки. Как уже сообщала "СБ", одна из них недавно уколола в Могилеве шилом судью, другая устроила в отделе горисполкома "стриптиз", а затем набросилась на начальника этого отдела с кулаками...

Впрочем, среди старушек больше всего тех, кто действительно нуждается в человеческом участии, приходит просто, чтобы поговорить, поделиться горестями, поблагодарить за помощь. Таких в отделе писем и организации приема граждан горисполкома уже узнают по голосу, если те звонят по телефону. А если у работниц отдела выдается свободная минутка, они сами звонят подопечным, интересуются их здоровьем и новостями.

Хотя внимание к нуждам посетителей тоже иногда дает совершенно обратный результат. Так, одной пожилой могилевчанке за бюджетные средства был куплен велосипед - чтобы на дачу могла ездить. "Благодарная" дама через некоторое время снова обратилась в горисполком - на этот раз она захотела, чтобы ей помогли на этой же даче со строительными работами. Вот уж поистине: дай палец - руку откусит!

Количество обращений граждан традиционно увеличивается накануне выборов разного уровня. Просители ставят условия: либо решайте нашу проблему, либо бойкотируем голосование. Тут уж каждой мелочи зачастую придается политическая окраска. Подливают масла в огонь, давая избирателям заранее невыполнимые обещания, и некоторые кандидаты в депутаты. Впрочем, каждый потенциальный депутат должен знать, что в случае избрания будет обязан изучать местные проблемы и делать предложения по внесению изменений в законодательство. И свои предвыборные обещания надо будет выполнять во взаимодействии с местной исполнительной властью, которая делает, как правило, только то, что запланировано заранее, на что выделены средства. Поэтому не стоит, наверное, потенциальным депутатам "украшать" свою предвыборную программу эффектными, но невыполнимыми обещаниями. Тогда и у представителей местной власти, и у тех, кто к ним обращается, будет меньше взаимных претензий и больше взаимопонимания.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter