Верной дорогой идем, товарищи?..

"После хлеба для народа главное - школа".
"После хлеба для народа главное - школа". Услыхав по радио такую "цитату дня", я сразу крутанула колесико динамика на полную громкость. Афоризм знаменитого якобинца - отличный повод для разговора, тем более что в студию приглашен один из руководителей отрасли образования. Однако озвученные им методы решения школьных проблем у меня, учителя, вызывают тревогу.

Уже несколько лет пытаюсь достучаться до людей, определяющих, чему и как учить наших детей. Недавно даже в министерство письмо отправила: обратите же наконец внимание - невозможно по таким учебникам истории работать! Ответ получила, как и положено, через месяц. Вежливый такой. За подписью начальника главного управления общего среднего образования Н.Феськова. Спасибо, мол. Внимательно рассмотрели ваши замечания. При доработке пособий учтем.

Но где же гарантия, что на этот раз учтут? Как было в первом издании пособия по всемирной истории новейшего времени о ленинградской блокаде девять строчек мелким шрифтом в "Дополнительном материале", так и во втором осталось. Как были на форзаце Лихтенштейн с Люксембургом и Иран с Ираком перепутаны, так и нынче мы с учениками вынуждены горе-картографов поправлять. Теперь прикажете третьего издания со "старыми добрыми" ошибками терпеливо дожидаться?!

Прогресс? Регресс?

Что можно считать "нововведением"? Возможно, переход к 10-балльной системе оценки знаний таковым и является (хотя украинцы, к примеру, ввели 12-балльную шкалу и, выходит, еще "передовее"). Но почему шагом вперед объявляют превращение столь ценимой в мире единой советской школы в "двухкоридорную"?

"Учебные заведения нового типа" - лицеи и гимназии - это лишь, с моей точки зрения, возрождение старой-престарой традиции сословного образования. Когда для "чистой" публики открывалась прямая дорога в университет, а для "кухаркиных детей" достаточным считалось 4-классное училище, чтобы "не выводить из среды, к коей они принадлежат". Если кто полагает, что нынче ребятишки попадают в то или иное учебное заведение исключительно "по способностям", пусть откроет классные журналы и сравнит последние странички, где указаны место работы родителей и должность. Может, честнее открыто признать, что школа отныне становится инструментом социального расслоения?

...И 28 сравнительно честных способов обогащения

Сегодня много говорят о том, что в рыночных условиях школа должна научиться сама зарабатывать - не все же сидеть на шее у державы! Самый простенький вариант пополнения школьной казны выглядит так: тем, кто хочет обеспечить своему чаду дополнительные, сверх урочных, знания, надо пойти навстречу - за деньги, естественно. Скажем, тот же учитель, что в первой половине дня безуспешно вдалбливал в голову недоросля времена английского глагола или признаки подобия треугольников, после уроков, применяя новейшие технологии, превратит балбеса в отличника.

Вы спросите, почему бы не использовать эти самые технологии в отведенное программой учебное время? А кто, простите, станет "пластаться" за гроши? Более того, чем хуже осваивает ребенок материал на уроке, тем скорее родители раскошелятся на дополнительные занятия. Схема давно известная и отработанная. Теперь нам просто предлагают ее легализовать.

Что ж, если все становится товаром, то знания - товар самый ликвидный и распоряжаться ими нужно по-рыночному! Вот только одно "но": чрезмерно прагматичный подход подрывает самые основы не советской даже - национальной школы. Кто сказал, что с введением платных услуг общий уровень "обученности" повысится? В классе 25 - 30 ребятишек. Скольким из них достанется "послеобеденная добавка" знаний? А те, кому достанется, выдержат ли нагрузку? Ведь хочешь не хочешь - оплаченные родителями дополнительные уроки отбывать придется.

Наконец, с каких пор школу стали воспринимать как нахлебника? Или просто забыли прописную истину: тот, кто надеется сэкономить на своей школе, рискует остаться без будущего.

Мартышкин труд

Завтрашний день страны зависит от сегодняшних школьников. Между тем медики бьют тревогу: поколение растет хилое. В том числе по причине учебных перегрузок. Вроде бы и решение проблемы уже найдено: 12-летка и 5-дневка. Однако каждый школяр знает, что устать можно даже за один урок. Например, если программа велит изучать то, что в детскую голову решительно не вмещается. Скажем, в 7-м классе - Великую французскую революцию со всеми жирондистами и якобинцами, в 8-м - империализм с его монополиями, в 9-м - "холодную войну" и перестройку. Попробуй все это осмыслить, если социального опыта - с гулькин нос, а возрастные особенности мировосприятия и мышления просто не позволяют оперировать столь сложными понятиями!

"Согласны ли вы с оценкой французской революции, данной К.Марксом и В.И.Лениным?" - спрашивают семиклассника (!) авторы учебника. Перед вопросом на полстраницы материал для размышлений - цитаты классиков. А там - и "надстройка, которой является здание современного государства", и Первая империя, изучать которую дети будут только через год, и ко-а-ли-ци-онные войны... Господи, думаешь, да у ребенка от всего этого точно голова треснет!

Несколько лет назад Министерство образования, озаботившись патриотическим воспитанием, подкинуло девятиклассникам новый экзамен - по истории Беларуси за курс базовой школы. Попробовал бы кто-нибудь из инициаторов этого дела сам блеснуть знаниями по предмету, изучаемому на протяжении 4 - 5 лет по одному часу в неделю! Видел бы он лицо своей дочери или сына, когда им достается билет про "Грамадска-палiтычнае жыцц„ › БССР..."! Да ученик 9-го класса просто не понимает, чего от него хотят! Через 3 месяца после сдачи экзамена по истории Беларуси дети уже не помнят ни-че-го. А ведь как зубрили! Психологи бы сказали: охранительное торможение, мозг защищается. Но время и силы-то потрачены. Зачем?!

В 10 - 11-х классах весь курс повторяется сызнова: от начала начал до современности. Это называется "концентрический подход", в отличие от прежнего, "линейного", когда все учили по порядочку и только один раз. Отказываться от этой круговерти никто не собирается. Хотя вот она, на виду - главная причина перегрузок при изучении моего предмета.

Детки, пришедшие в 12-летнюю, реформированную школу, систематический курс истории начнут изучать еще на год раньше, чем нынешние. Представляете результаты? И в смысле здоровья, и по части багажа знаний.

5-дневке, казалось бы, должны радоваться все. Но посмотрите: нас ставят перед совершенно надуманной дилеммой - здоровыми растить детей или грамотными? Чтобы освободить субботу, запланировано уменьшение количества часов на изучение всемирной истории. Какие там мифы Древней Греции или секреты китайского фарфора! Скоростной спуск. С почти нулевыми знаниями на финише. Вся история древнего мира за 34 часа! Думаете, при таких темпах перегрузок не возникает? В гимназиях между тем остается 6-дневка. Там, надо понимать, у детей со здоровьем все в порядке?

С другой стороны, теперь в обычной школе, чтобы как-то все же "пройти" программу, учебный материал придется (не только по истории - по всем предметам) примитизировать до уровня комиксов?..
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter