
Искусство Капеляна – явление во многом уникальное. Он родился в 1936 году в Бобруйске. Посещал художественную студию при Доме пионеров, которой руководил Борис Федорович Беляев. Помимо Капеляна, из нее вышли такие замечательные мастера, как Георгий Поплавский, Людвиг Осецкий и Леонид Марченко, вдова которого Нина Павловна как раз и поведала нам эту историю.

По совету своего наставника Капелян закончил сперва Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище, а затем факультет графики Белорусского театрально-художественного института. За двадцать лет работы в издательстве оформил более 130 книг, вступил в Союз художников СССР…
В 1980 году Иосиф Капелян принял решение переехать в Израиль. По тем временам это означало, что его имя и творчество будут полностью вычеркнуты из анналов отечественного искусства.

«В 1970-х годах его хорошо знали как интересного современного графика, – вспоминает искусствовед Лариса Финкельштейн. – Это был его официальный статус. Но, кроме того, у него были небольшие живописные этюды, очень тонкие и сочные по цвету. В основном он писал старый Минск – Немигу, Раковскую, район минского гетто».
Об этих его работах мало кто знал. Говорят, уезжая из страны, он их раздарил.
В Израиле он очень быстро утверждает себя как художник. Его гравюры и монументальные живописные полотна обретают славу везде, кроме родной Беларуси.

И тут появляется искусствовед Ольга Гомонова, которая предлагает Капеляну выставить его работы в Минске и в Бобруйске. Год назад он посетил свою малую родину и подарил 70 своих полотен и гравюр Бобруйскому художественному музею имени Поплавского, а 30 гравюр – Музею-мастерской Заира Азгура с условием, что их будут хотя бы время от времени показывать публике.
«Благодаря этому благородному жесту мы сегодня можем видеть его работы у себя в Беларуси, – говорит Ольга Гомонова, которая является ныне куратором всех выставочных проектов, связанных с именем Капеляна.
Часть этих подаренных музею Азгура работ мы и увидели на выставке.
Оказалось, правда, что 20 ранних гравюр Капеляна еще с советских времен хранятся у известного белорусского коллекционера Андрея Плесанова. А тут мы смогли увидеть работы 2006-2009 годов, в том числе из серии «Эзотерическое видение» (2007), а также линогравюры из серии «Читая Шолом-Алейхема» 1974 года.
Кстати, с Шолом-Алейхемом коллекционера ждал сюрприз. Обнаружилось, что хранившаяся у него 40 лет гравюра неизвестного автора – это «Сироты» Капеляна. Так что его персональная коллекция капеляновских работ выросла до 21.
«Я рад сегодня присутствовать виртуально на открытии очередной моей выставки, – сказал в видеообращении к собравшимся Иосиф Капелян. – В прошлом году состоялась моя персональная выставка в Бобруйске, а также в Минске. И вот новая встреча. Выставка художника – это возможность показать свои работы зрителю, а также средство еще раз утвердить культурную связь между людьми, между художниками, между странами и народами.
Минск для меня город особый, и добрые чувства к Минску и к Беларуси глубоко в моей душе. Благодарю всех присутствующих за то, что пришли на выставку. Желаю всем здоровья и благополучия».
ФОТО: Дмитрий Елисеев и Андрей Плесанов