В Национальном историческом музее открылась выставка гравюр белорусско-израильского художника Иосифа Капеляна

Как пояснил директор Национального исторического музея Павел Сапотько, выставка – одна из первых в рамках проекта «Путями известных земляков». Он также заверил, что подобных выставок в музее будет еще много.


Искусство Капеляна – явление во многом уникальное. Он родился в 1936 году в Бобруйске. Посещал художественную студию при Доме пионеров, которой руководил Борис Федорович Беляев. Помимо Капеляна, из нее вышли такие замечательные мастера, как Георгий Поплавский, Людвиг Осецкий и Леонид Марченко, вдова которого Нина Павловна как раз и поведала нам эту историю. 
 

По совету своего наставника Капелян закончил сперва Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище, а затем факультет графики  Белорусского театрально-художественного института. За двадцать лет работы в издательстве оформил более 130 книг, вступил в Союз художников СССР…

В 1980 году Иосиф Капелян принял решение переехать в Израиль. По тем временам это означало, что его имя и творчество будут полностью вычеркнуты из анналов отечественного искусства. 


«В 1970-х годах его хорошо знали как интересного современного графика, – вспоминает искусствовед Лариса Финкельштейн. – Это был его официальный статус.  Но, кроме того, у него были небольшие живописные этюды, очень тонкие и сочные по цвету. В основном он писал старый Минск – Немигу, Раковскую, район минского гетто».

Об этих его работах мало кто знал. Говорят, уезжая из страны, он их раздарил.

В Израиле он очень быстро утверждает себя как художник. Его гравюры и монументальные живописные полотна обретают славу везде, кроме родной Беларуси. 


И тут появляется искусствовед Ольга Гомонова, которая предлагает Капеляну выставить его работы в Минске и в Бобруйске. Год назад он посетил свою малую родину и подарил 70 своих полотен и гравюр Бобруйскому художественному музею имени Поплавского, а 30 гравюр – Музею-мастерской Заира Азгура с условием, что их будут хотя бы время от времени показывать публике. 

«Благодаря этому благородному жесту мы сегодня можем видеть его работы у себя в Беларуси, – говорит Ольга Гомонова, которая является ныне куратором всех выставочных проектов, связанных с именем Капеляна. 

Часть этих подаренных музею Азгура работ мы и увидели на выставке.

Оказалось, правда, что 20 ранних гравюр Капеляна еще с советских времен хранятся у известного белорусского коллекционера Андрея Плесанова. А тут мы смогли увидеть работы 2006-2009 годов, в том числе из серии «Эзотерическое видение» (2007), а также линогравюры из серии «Читая Шолом-Алейхема» 1974 года. 

Кстати, с Шолом-Алейхемом коллекционера ждал сюрприз. Обнаружилось, что хранившаяся у него 40 лет гравюра неизвестного автора – это «Сироты» Капеляна. Так что его персональная коллекция капеляновских работ выросла до 21.  

«Я рад сегодня присутствовать виртуально на открытии очередной моей выставки, – сказал в видеообращении к собравшимся Иосиф Капелян. – В прошлом году состоялась моя персональная выставка в Бобруйске, а также в Минске. И вот новая встреча. Выставка художника – это возможность показать свои работы зрителю, а также средство еще раз утвердить культурную связь между людьми, между художниками, между странами и народами. 

Минск для меня город особый, и добрые чувства к Минску и к Беларуси глубоко в моей душе. Благодарю всех присутствующих за то, что пришли на выставку. Желаю всем здоровья и благополучия».

ФОТО: Дмитрий Елисеев и Андрей Плесанов
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter