Улетай, аист…

Станет ли модным в Беларуси движение чайлдфри?

Станет ли модным в Беларуси движение чайлдфри?

Отечественные специалисты уверены, что сознательный отказ от возможности стать родителями (а именно это подразумевает термин «чайлдфри») — явление, не характерное для менталитета белорусов. Да и понять, что становится причиной отсутствия детей в семьях, не так-то просто. «Изменение потребности в детях — один из наиболее сложных аспектов социологических исследований, — говорит заместитель начальника Управления народонаселения, гендерной и семейной политики Минтруда и соцзащиты Марина Артеменко. — На сегодняшний день в Беларуси нет исследований о преднамеренном отказе иметь детей».

В то же время, как показал опрос Информационно-аналитического центра при Администрации Президента, о желании жить для себя заявили только 2 % респондентов, откладывающих решение о рождении ребенка. «Каких-то эгоистических настроений не наблюдается. И в иерархии ценностей белорусской молодежи семья по-прежнему находится на первом месте», — добавила представитель ведомства.

Председатель правления МОО «Общественные перспективы» Ирина Альховка вовсе не считает, что чайлдфри — это эгоистичное поведение: «Для меня это честность, если человек может сказать, что он не готов стать родителем, не хочет брать ответственность, делает выбор в пользу карьеры…» Однако мужчине сделать такой социальный выбор гораздо легче, считает специалист. Так, наличие ребенка повышает статус женщины в обществе, подтверждает в глазах других факт ее самореализации. И, наоборот, бездетная женщина воспринимается как несостоявшаяся и даже в каком-то смысле ущербная. Если мужчина не торопится стать отцом, то окружающие считают это вполне нормальным состоянием, даже окружая его неким ореолом геройства.

«В нашем обществе не принято сознательно отказываться от родительства, поэтому вряд ли кто-то будет признаваться в том, что он чайлдфри, — высказывает свою позицию телеведущий и продюсер Владимир Максимков. — Я, как человек публичный, могу сказать, что хотел бы завести детей непременно с любимой женщиной, понимая, что этот ребенок не будет обделен вниманием, лаской и любовью, получит возможность полноценно жить». Известный шоумен обращает внимание на другую проблему — брошенных детей, которых в Беларуси насчитывается около 34 тысяч. Получается, что одни люди берут на себя ответственность по определенным причинам не становиться родителями, а другие считают допустимым пускать их в этот мир изначально несчастными и обделенными.

«Действительно, вопрос ответственности — самый больной на сегодняшний день, — говорит ведущий консультант Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей Анатолий Аладин. — Очень важно делать этот выбор — своей судьбы, партнера, необходимости иметь детей». И сегодня на фоне изменений, которые претерпевает институт семьи, страдают в первую очередь женщина и ребенок, говорят специалисты. С одной стороны, браки нередко не регистрируются, потому что одинокие мамы получают определенные льготы от государства. В то же время среди этой категории, действительно, немало женщин, которые в реальности остались одни. А такая форма отношений, как сожительство, тоже не способствует воспитанию ответственности у мужчин и провоцирует рост количества брошенных детей. Опыт таких развитых стран, как Швеция, Франция, Германия, где отец на равных делит с матерью ответственность за воспитание ребенка, мог бы оказаться для нас очень полезным. Но пока об этом остается только мечтать, с грустью констатируют специалисты. В качестве положительного момента они отмечают тот факт, что количество пап, которые берут декретный отпуск по уходу за ребенком, постепенно растет. На сегодняшний день их доля оценивается примерно в 1 % от общего количества таких отпусков.

Те же люди, которые по тем или иным причинам откладывают появление на свет потомства, в большинстве случаев руководствуются материальными причинами. И дело не в том, что ребенка не во что будет одеть или нечем накормить. Просто потребительское поведение белорусов под влиянием Запада сильно изменилось, и теперь уже люди хотят сохранить привычный образ жизни, даже если в семье произошло пополнение. «На мой взгляд, чайлдфри связано с проблемой, как сочетать личные устремления и переживания, потребность в карьерном росте с желанием иметь ребенка, — продолжает Марина Артеменко. — Политика государства на то и направлена, чтобы уровень жизни семьи, привычный уклад оставались прежними независимо от количества детей».

Несмотря на ухудшение демографической ситуации, ни обществу, ни государству, ни родителям не нужны дети любой ценой. «Мы можем влиять на выбор населения, предлагая какие-то стимулы, но диктовать свое мнение не вправе, — считает представитель Минтруда и соцзащиты. — Хотя наш менталитет таков, что дети будут оставаться главной ценностью». А с ростом уровня жизни, как это происходит в развитых странах, рождаемость будет снижаться, зато вырастет качество появляющихся на свет детишек, ожидают эксперты. Более осознанный выбор взрослых, дающих жизнь потомству, — это и возможность новому поколению жить своей жизнью, получить доступ ко всем имеющимся благам. «Общество потребления — это не так плохо, мы можем вести более здоровый и интересный образ жизни. И сами себя обслуживать в старости, — считает Ирина Альховка. — Не надо пытаться жить в детях. Видимо, это хотят нам сказать чайлдфри, но мы не всегда их слышим и понимаем». Эксперты сходятся во мнении, что некоторые белорусы делают такой выбор и продолжат его делать, но стройным течением, оказывающим влияние на тенденции в обществе, добровольная бездетность вряд ли станет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter