Цена ошибки

.
...В ожоговый центр маленький Саша попал... из роддома. На свет он появился в новогоднюю ночь - крепкий и здоровый. А буквально через пару часов в результате оплошности медперсонала оказался в реанимации.

Молодой медсестре, проверявшей состояние новорожденных, показалось, что у малыша холодный носик. Не измерив ребенку температуру, она налила в грелку кипятку (медперсонал только что побаловался чайком) и приложила ее к спинке младенца. Грелка оказалась с дефектом, вода обварила 6 процентов маленького тельца. Матери сказали о случившемся только утром...

Сейчас мальчику сделали уже несколько операций по пересадке кожи. На теле остались рубцы, до сих пор полностью не разгибается ручка. Неизвестно, восстановятся ли впоследствии ее функции. К тому же до 14 лет ребенок будет состоять на учете в ожоговом центре. Молодые родители до сих пор в шоке и вряд ли уже смогут доверять медикам. Медсестре пришлось спешно поменять работу и, вероятно, она тоже долго не забудет происшедшего. Обыкновенная халатность - так трактуют действия юристы - круто изменила жизнь многих людей.

Халатное отношение и врачебные ошибки - разные понятия. Ошибка - это добросовестное заблуждение медперсонала во время выполнения профессиональных обязанностей. Оно уголовно ненаказуемо. Немало ошибок случается при анестезии и выводе пациента из наркоза, много непростых ситуаций в гинекологии, особенно во время беременности и родов. Участковым терапевтам сложно определить, связаны, скажем, боли в груди с заболеванием сердца или это простуда, невралгия... Врач может посчитать пациента здоровым и не выписать больничный. Или прописать лекарство, на которое у человека аллергия. Максимум, чем грозят врачу такие ошибки, - выговор, строгий выговор или перевод на другую работу.

А вот если доктор, предполагая, что его пациент склонен к суициду, не провел необходимого обследования - это уже халатность (т.е. невыполнение или небрежное выполнение служебных обязанностей). И соответственно статья в Уголовном кодексе. К примеру, ненадлежащее исполнение медицинских обязанностей предусматривает штраф, лишение права заниматься определенным видом деятельности или лишение свободы до 5 лет, если действия врача повлекли смерть пациента. Предусмотрено наказание за нелегальные аборты, неоказание помощи больному, принуждение к согласию на использование органов пациента для трансплантации... Самым серьезным наказанием чревато заражение пациента вирусом СПИДа (до 12 лет лишения свободы) и нарушение порядка трансплантации органов (до 15 лет).

Определить грань между ошибкой и халатностью помогают судмедэксперты. Именно они выясняют, правильно ли был установлен диагноз, назначено и проведено лечение, все ли возможности использовал врач, чтобы помочь пациенту... Исследования проводятся в Минске государственной службой медицинских судебных экспертиз. И их, надо сказать, с каждым годом все больше: в 2000-м провели 68, в 2001-м - 87.

Недавно судмедэксперты делали вскрытие человека, упавшего с 5-го этажа. Его отвезли в больницу, но врач, видя, что пострадавший сильно пьян, провел только общий осмотр. Внешних повреждений не было, и медик решил, что пациент в его помощи не нуждается. А через 2 часа тот умер. Судмедэксперты при вскрытии обнаружили переломы ребер, разрывы печени, легких...

Так имеют ли медицинские работники, ответственные за здоровье и жизнь человека, право на такие ошибки? Теоретически - нет. На деле выходит иначе. Во-первых, далеко не все пострадавшие или их близкие подают на медиков жалобы. К тому же знающие люди утверждают, что лишь 1 процент подаваемых заявлений имеет шанс "перерасти" в уголовное дело. А призвать медработника к ответу и вовсе редко удается.

Знакомый следователь вспомнил весьма показательный случай. В одну из районных больниц была доставлена женщина, на которую бросился с ножом муж. Врач, зашивавший рану, был нетрезв и занес в рану инфекцию. Через неделю женщина умерла от заражения крови. За это время никто из докторов даже не задался вопросом, почему пациентке не становится лучше. И тем не менее врачу, допустившему смерть пациента, удалось избежать суда.

Попала под амнистию и медсестра, по неосторожности обварившая маленького Сашу. Хотя поскольку молодая женщина до этого не была судима, а на работе ей дали блестящую характеристику, исправительные работы ей и так не грозили.

С одной стороны, можно понять отчаяние жертв врачебных ошибок. С другой - сегодня медицина объективно не в состоянии давать исчерпывающе правильные ответы на все вопросы, и ошибок, увы, не избежать. Но их может стать меньше. Если судьей будут совесть и чувство ответственности. Говорят, сапер ошибается лишь однажды. Врач, похоже, даже такой "роскоши" позволить себе не может.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter