Театру нужны звезды

Эти разговоры начались лет десять тому назад: сезон в Могилевском облдрамтеатре не задался.
Эти разговоры начались лет десять тому назад: сезон в Могилевском облдрамтеатре не задался. Как, впрочем, и прошлый... Театральные критики перебрали все мыслимые и немыслимые причины происходящего - и установили, что сцену "убило" телевидение, потчующее зрителя сценами почище шекспировских, и что исчезла некогда заполнявшая театральные залы, способная понять язык театра и склонная к умствованиям интеллигентная публика. Так было.

Нынешний сезон областного театра проходит исключительно с аншлагами. И хороших спектаклей много, и публика никуда не делась - на интеллектуальных спектаклях яблоку негде упасть.

У театра второе рождение? Получается так! Люди устали от "бури и натиска" последних лет - и искусство вновь выходит на первый план, тесня политическую трескотню, вовлекая человека в сферы вечных проблем бытия. И это на фоне, когда сам театр занят очень сложной проблемой - финансового выживания.

- Еще 10 - 15 лет назад, - говорит директор театра Андрей Новиков, - единственной заботой нашей труппы было творчество. Проблемы финансирования лежали на плечах бюджета. Классический репертуарный театр (со своим зданием, труппой, вспомогательными службами), к которому мы относимся, во всем мире не окупается - дотируется государством. На Западе таких театров мало - даже для самых богатых государств это очень дорогое удовольствие. Мы же до недавнего времени с расходами не считались. И запросто могли позволить себе только в одной Могилевской области иметь три профессиональных театра: два драматических и один кукольный. Сегодня поняли, что всем (в том числе и искусству) следует жить по доходам, рассчитывать только на себя. Поэтому, занимаясь творчеством, мы учимся зарабатывать деньги. Сейчас пытаемся внедрить у себя элементы антрепризы - коммерческого театра. Сегодня уже не ставится задача, как раньше: постановка должна прожить 5 - 7 лет. Наоборот - быстро выпускаем спектакль, быстро прокатываем его по премьерным ценам. И, заработав деньги на одной пьесе, немедленно вкладываем их в следующую. Ведь что такое областной центр? Истинных театралов немного. 15 - 20 спектаклей наш зритель просматривает быстро. И чтобы не оказаться с пустым залом, в прошлом сезоне, например, сделали 6 спектаклей. Если выдержим такой темп, то сможем решить многие проблемы: занятости актеров, быстрой смены репертуара.

- Как делается аншлаг?

- Есть несколько способов. Первый - продавать билеты по рублю. В зале будет не протолкнуться. Но производственный процесс в театре остановится - не будет средств приглашать режиссеров, делать декорации. Второй способ - сделать народ богаче, чтобы люди могли позволить себе купить билеты. Цены на которые, кстати, уже "кусаются" - не каждый сейчас в силах выложить 4 тысячи за посещение театра. И последний - вызывать у зрителя интерес.

Мы сделали сейчас два спектакля по пьесам Дударева - "Ким" и "Люси + капитан". Они очень хорошо продаются. Герои криминальных мелодрам - наши современники, их характеры узнаваемы зрителями и вызывают живой интерес. Постановки, которые обеспечивают хорошие сборы, мы делали и будем делать. Но это не значит, что исключительно на них необходимо выстраивать репертуар театра. Потому осенью будем ставить знаменитую пьесу Пиранделло "Шестеро персонажей в поисках автора". Изначально знаем, что это будет спектакль не для всех.

- И, наверное, главный вопрос: до каких пор театр будет оставаться без главного режиссера?

- Подобная ситуация и в других областных театрах республики. Удивляться нечему. Где, скажите, взять Мастера, который готов возглавить труппу, способен руководить творческим процессом... за 120 тысяч рублей в месяц (это со всеми надбавками!)? Таких нет. Зато в республике сформировался рынок режиссуры. Маститый режиссер приезжает в любой театр. За два месяца осуществляет постановку пьесы. И, получив порядка 1,5 тысячи долларов, уезжает. Вроде бы хорошо для театра - разнообразие режиссеров, разнообразие почерков, стилей. И актерам интересно работать с разными мастерами. Однако есть в этом деле свои "но". Без постоянного режиссерского прессинга труппа расслабляется, постепенно уходит от выстроенного постановщиком рисунка спектакля. Кстати, вместе с главным режиссером из театра ушел и педагог - человек, который должен был заниматься проблемами совершенствования актерского мастерства. И когда сегодня к нам приезжает маститый постановщик (свои спектакли ставили у нас Олег Жюгжда, режиссеры-"купаловцы" и режиссеры-"коласовцы"), чтобы осуществить свои замыслы, то порой оказывается, что отдельные актеры не имеют нужного для роли уровня подготовки. И подтянуться без наставника очень сложно. Я позволю себе вспомнить имя бывшего главного режиссера театра - Валерия Маслюка. С его именем был связан расцвет нашего театра. Вот это была Личность. Звезда. Актеры верили Валерию Васильевичу, шли за ним.

Мы продолжаем ждать своего режиссера, стараемся быть интересными своему зрителю. Нам бы еще несколько удачных сезонов плюс несколько новых ярких имен - и нам было бы многое по плечу...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter