Русские танкеры идут

Литва потихоньку оправляется от шока, вызванного наделавшей много шума продажей американской компанией "Вильямс" своего пакета акций "Мажейкю нафта" российской фирме "ЮКОС".
Литва потихоньку оправляется от шока, вызванного наделавшей много шума продажей американской компанией "Вильямс" своего пакета акций "Мажейкю нафта" российской фирме "ЮКОС". Именно эта тема катализировала предвыборную борьбу перед декабрьскими муниципальными и президентскими выборами.

Литовские партии, каждая по-своему, пытаются выжать из ситуации с нефтеперерабатывающим заводом политические дивиденды. Основная их стратегия - отмежеваться от сделки с "Вильямсом" 1999 года (когда эта компания получила контрольный пакет "Мажейкю нафта") и свалить вину на консерваторов, пытаясь таким образом потопить их предвыборный корабль. Особенно усердствуют в этом христианские демократы, видимо, забыв, что тогда сами были в коалиции с консерваторами и вместе несут ответственность за то, что через фирму "Вильямс" бывшее стратегическое литовское предприятие попало прямехонько в российские руки.

Впрочем, еще преждевременно утверждать, что позиция неприятия "ЮКОСА" будет выигрышной на выборах. Застарелая русофобия литовских политических кругов понятна, но в современных условиях стоит признать, что клич: "Русские идут!" - уже потерял свою актуальность. Тем более что капитал не имеет национальности и благодаря умелому менеджменту россиян, как многие надеются, предприятие "Мажейкю нафта" будет приносить прибыль в первую очередь Литве. И правительство таким образом намерено вернуть деньги, вложенные в компанию, а это ни много ни мало 440 миллионов долларов. Понятно, что при успешной реализации этого бизнес-проекта политические дивиденды не менее важны, чем экономические. Избиратель "полюбит" тех, кто дал им рабочие места, зарплату, стабильное будущее.

Кстати, похожую трансформацию пережила и Болгария. Сегодня здесь вовсю господствует "ЛУКойл": кругом его заправки, реклама... Российский нефтяной гигант владеет даже футбольной командой Бургаса. Но самое главное - фирма создает рабочие места на болгарском юге, промышленность которого почти развалена. Именно этот фактор стал определяющим в изменении настроений населения, которые в начале 90-х были явно антироссийскими.

Возвращаясь к Литве. Конечно, никто здесь не говорит о "тесных объятиях" с российским бизнесом, его напористость нужно держать в узде. Как резонно заметил министр сельского хозяйства Пятрас Чесна, даже при пакете в 10 - 20 процентов акций у правительства есть право вето на важнейшие решения.

Свои условия наряду с экономическим диктует и внешнеполитический климат, который партии никак не могут игнорировать. Россия - стратегический партнер США против терроризма, она реально интегрировалась в евроатлантическое партнерство. И социал-демократы, в частности Гедиминас Киркилас, считают, что "у Литвы есть прекрасный шанс связать интересы Востока и Запада и получить от этого выгоду".

Тем не менее какую игру в отношении России поведет Литва, изменятся ли ее правила - сказать трудно. Многое зависит от главного "машиниста" - президента, персона которого определится в декабре.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter