ПАСЕ продлила ограничение участия российской делегации в деятельности организации

Россия и ПАСЕ: насильно мил не будешь

Отношения между Россией и ЕС продолжают ухудшаться в свете отсутствия компромисса по украинскому вопросу
Отношения между Россией и ЕС продолжают ухудшаться в свете отсутствия компромисса по украинскому вопросу. В прошлую среду Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) продлила ограничение участия российской делегации в деятельности организации (лишение права голосовать и участвовать в деятельности руководящих органов ПАСЕ). В связи с этим российская делегация покинула заседание ПАСЕ, заявив о прекращении сотрудничества с ассамблеей до конца года. Более того, было объявлено о возможности полного выхода России из ПАСЕ и Совета Европы.


Решение о продлении ограничительных мер в отношении российской делегации было принято под давлением представителей Украины. Украинская сторона пытается использовать ПАСЕ как инструмент давления на Россию с целью освобождения летчицы Надежды Савченко. Последняя обвиняется российским следствием в причастности к гибели российских журналистов в зоне конфликта в Донбассе летом прошлого года. По версии российских следственных органов, Савченко была корректировщиком украинской артиллерии и именно по ее наводке была расстреляна колонна с российскими журналистами. В Украине, напротив, Савченко пытаются представить символом борьбы с «сепаратизмом» и «российской агрессией». На недавних парламентских выборах Савченко стала номером один в списке от блока «Батькивщина» Юлии Тимошенко, а затем была включена и в состав украинской делегации в ПАСЕ.

Впрочем, история с Н.Савченко лишь повод. Отношения ПАСЕ и России никогда не были безоблачными и в последние годы устойчиво ухудшались. Сама целесообразность участия в этой структуре дебатировалась в России неоднократно. Конфликт вокруг Украины лишь катализировал давно шедший процесс, приведя к практически полному разрыву.

Участие России в ПАСЕ – наследие политико-идеологических веяний 1990-х гг. Тогда, по завершении «холодной войны», сближение с Европейским союзом было основным вектором российской внешней политики. Предполагалось, что ПАСЕ станет одной из основных площадок российско-европейского сближения, направленного на формирование большого европейского пространства от Лиссабона до Владивостока.

Однако очень скоро выяснилось, что сами подходы к сотрудничеству у России и Евросоюза принципиально различаются. Если Россия рассматривала такое сотрудничество на принципах равноправия, то ЕС – с позиций собственного политико-идеологического диктата. Стратегическое сдерживание России, ослабление ее присутствия в бывших странах социалистического лагеря и республиках СССР остается основой «восточной» политики ЕС, и ПАСЕ играла здесь не последнюю скрипку.

Именно по линии ПАСЕ на Россию оказывалось давление по многим болезненным для нее вопросам: конфликт в Чечне, дело ЮКОСа и многие другие. Именно ПАСЕ приняла скандальную резолюцию 1481 «Об осуждении преступлений тоталитарных коммунистических режимов», которая была расценена в России как очернение советского прошлого и стремление преуменьшить вклад СССР в победу над нацизмом.

Подобных политических и идеологических разногласий накопилось великое множество, и украинский кризис, очевидно, создал критическую массу. Сворачивание участия в ПАСЕ знаменует разочарование России в «европейской идее» в том виде, в котором ее предлагал ЕС.

Парадокс отношений России и ПАСЕ заключается также в том, что РФ оставалась одним из главных финансовых доноров ПАСЕ. В нынешних условиях, когда разногласия с ЕС достигли апогея, а российская экономика переживает не лучшие времена, это является дополнительным аргументом в пользу сворачивания сотрудничества с ПАСЕ.

Российская внешняя политика трансформируется в сторону все более жесткого оппонирования ЕС. Впрочем, в текущих обстоятельствах эта политика носит, скорее, оборонительный характер – с целью ослабить консолидированное европейское давление в связи с украинской проблемой, а также «санкционную удавку», которую ЕС пытается набросить на российскую экономику. В этой ситуации Россия может попытаться организовать внутри самого ЕС фронду из стран, недовольных текущим форматом европейской интеграции. Немалую долю оптимизма некоторым российским политикам внушают победа леворадикальной СИРЗА в Греции, а также перспективы подобных движений в ряде других европейских стран.

В этом контексте ПАСЕ, где тон задают европейские «ястребы», становится для России все менее привлекательной площадкой. Но где другие? Вот в чем вопрос?.. 

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter