Еще не вижу здание производства № 4 ОАО «Гомель-хлебпром», куда спешу на встречу с героем билбордов, но уже по теплому духу выпечки, наполняющему окрестности, чувствую — где–то рядом. Вот и проходная. Нахожу цех № 1. Кондитерский участок. Длинные столы, на которых — взбитые шапки тортов, шоколадные вензеля пирожных и столбики свежеиспеченных коржей. От ароматов кружится голова... Отыскать Дмитрия в большом цехе, оказывается, несложное дело. Едва произношу «а где же?», как ответ находится сам собой. Кондитер–мужчина здесь единственный. И не только здесь. Во всем Гомеле один такой. Мастер, укладывая на торт очередную вишенку, легко читает мое удивление — к такой реакции привык:
— У нас по жизни кондитер — женская профессия, хотя я не сказал бы. Достаточно процессов, которые тяжелы сами по себе, нужны выносливость и физическая сила. К слову, когда приезжаем на зарубежные конкурсы кондитерского искусства, там все с точностью до наоборот. Редко встретишь девушку–кондитера. У них в этой сфере в основном представители сильного пола.
Дмитрий, отставляя в сторону вкусноту в вишенках, признается, что лично он вообще не сомневался в правильности выбора, когда после школы поступал на кондитера:
— Мужская — женская... Какие рассуждения, если это была мечта детства! С малолетства тянуло печь, лепить, придумывать. В деревне у бабушки учился готовить пирожки, вареники, блины. С мамой постоянно пекли торты. С детства в памяти вкус «Рыжика» — настоящего, домашнего. Поэтому хотел быть только кондитером. Без вариантов.
— И сразу мастером высшего пилотажа?
— А вот это не сразу, — улыбается в ответ. — Во время моей учебы нас не знакомили с кулинарным арт–искусством. В Беларуси это направление активно начало развиваться не так давно.
По–доброму рассказывает о своих трудовых университетах. Сначала семь лет в ресторане «Хрустальный», где прошел отличную школу. Последние двенадцать — в «Гомельхлебпроме», где получил возможности роста:
— Как сейчас помню свой первый конкурс. Он был местный, проводился предприятием. Мне и говорят: «Ты у нас один мужчина. Должен попробовать». Конечно, волновался. Композицию уже не опишу, зато хорошо помню, что после конкурса у меня появилось острое желание развиваться в этом направлении, учиться, создавать. На предприятии поддержали. Стал участвовать в чемпионатах, ездить на обучающие семинары.
Начинаю понимать, что представить композицию и сделать ее — это не так просто, как может показаться. Нужно комфортно себя чувствовать не только в кондитерском деле, но также в живописи и скульптуре. Во–первых, найти удачные образы. Во–вторых, воплотить их не только натурально, но и гармонично, создав цельное смысловое полотно... Мастер показывает свою территорию, где на стеллажах разместились лишь некоторые конкурсные работы последнего времени. Знаменитая Баба–яга в антураже Хеллоуина, которая принесла Дмитрию золото Всемирной кулинарной олимпиады в Германии четыре года назад. Свежая композиция «Эй, Коляда!» — победитель недавнего республиканского конкурса профессионального мастерства кондитеров хлебопекарной промышленности: веселящийся народ, характерная коза, колядная зорька. Ну какая же это еда? Арт–композиции в чистом виде. Рука не поднимется отломить у козы рог и затолкать за щеку. Дмитрий смеется:
— Нет, все съедобно. Здесь шоколад, карамель... Например, на Бабу–ягу и ее компанию потребовалось около 30 кило шоколада. Просто немало времени прошло с момента изготовления, поэтому осталось только любоваться. А так в кулинарии сегодня можно воплотить любую фантазию.
На конкурсах, говорит мастер, царит настоящий творческо–спортивный дух. Готовишься заранее. Какие–то элементы привозишь с собой. А непосредственно на конкурсной площадке начинается работа, на которую отводится ограниченное время. Концентрация, аккуратность, спокойствие. Гомельский кондитер уже сформулировал для себя золотые правила чемпионских баталий:
— Спешка точно не помощник. Я сторонник того, что в работе мелочей не бывает. На конкурсах это особенно важно. Ведь рядом с тобой настоящие профи, которые легко читают малейшие неточности. Однако опыт участия в кулинарных чемпионатах просто неоценим. Во–первых, мы представляем свою страну и открываем ее с кулинарной стороны. Во–вторых, познаем новое, что потом внедряется в массовое производство. Сейчас сильна мода на здоровое питание. Заменяются ингредиенты, в приоритете натуральные продукты... Но знаете, наша промышленность от натуральности и не отходила. Всегда старались делать по тем традициям, которые закладывались еще в советское время. И потом: десерт — это же не каждый день. Перебор и крайности плохи во всем.
— А у наших белорусских кондитеров есть свой стиль в кулинарном искусстве? Какой он?
— Добрый! На любом чемпионате легко узнать работы наших мастеров. Даже хеллоуинские мотивы и те получаются душевные. Думаю, все дело в менталитете.
Кулинария — это не только стихия Антипенко на рабочем месте. Это вообще семейная история. Супруга Дмитрия — тоже кондитер. Кем будет сын–первоклассник Ваня, когда подрастет, родители пока не загадывают. Но уже, говорит папа, больше всего любит рисовать, лепить, придумывать...
Фирменное блюдо от Дмитрия Антипенкоdralukk73@mail.ru
Легкий сметанный пирог, который трудно испортить
Для теста необходимо: мука — 220 г, сливочное масло — 80 г, сахар — 70 г, яйцо — 1 шт., вода — 2 ст. л, соль — 1/3 ч. л. Все это замешиваем. Заворачиваем в пищевую пленку и кладем в холодильник на 20 минут.
Далее готовим начинку. Для нее потребуется: 20–процентная сметана — 500 г, яйца — 2 шт., сахар — 3 ст. л, щепотка ванилина, мука — 1 ст. л. Взбиваем венчиком так, чтобы получилась однородная масса без комков.
Готовим форму для выпечки, смазав растительным маслом и посыпав мукой. Выкладываем тесто, распределив его по всей форме. А сверху выливаем начинку. Запекаем в духовке 40 — 50 минут при температуре 170 — 180 градусов. На выходе — вкусный сметанный пирог, который готовится легко и быстро, а съедается еще быстрее.