Водитель трамвая Екатерина Климович - новое лицо на социальных билбордах

Точное расписание Екатерины Климович

Наверняка многие уже заметили, что на улицах городов начали появляться яркие билборды — с портретами лучших в своей профессии людей. В объектив попали талантливые врачи, учителя, водители, кондитеры... Изо дня в день они с честью делают свое дело, а теперь им выпала еще одна, особенная роль — вдохновлять других собственным примером. Сегодня мы открываем рубрику «Наши люди», чтобы представить читателям достойных восхищения и благодарности земляков. Итак, знакомьтесь: минчанка Екатерина Климович, водитель трамвая 5–го разряда филиала «Трамвайный парк» КУП «Минсктранс».


15.00. Во многих офисах до конца трудового дня осталось всего пару часов, а у Екатерины через 5 минут только начнется очередная смена. За углом показался трамвай № 1, который перевозит пассажиров между диспетчерской станцией «Зеленый Луг» и площадью Мясникова, что в нескольких шагах от железнодорожного и автовокзала. Екатерина с ходу включается в рабочий ритм: пару минут на смену коллеги за рулем — и в путь. Хорошее начало рабочего дня, когда трамвай приехал по расписанию и не надо график нагонять.

От внимания журналистов наша героиня смущается, хотя ей не привыкать. В прошлом году уже довелось позировать фотокорреспондентам — в роли победителя конкурса профессионального мастерства «Минский мастер». Чтобы только участвовать в состязании, нужно ездить без нарушений и нареканий со стороны пассажиров. Для победы же на первый план выходит само водительское мастерство. А ведь за рулем трамвая Екатерина всего три года. До этого успела сделать карьеру в торговле, но не побоялась резко переменить жизнь и научиться совершенно новому делу. Да, за плечами уже был 8–летний стаж автомобилиста, но трамвай — совсем другое дело. Полгода курсов вождения — и вот она уже на линии. Да, не скрывает теперь уже опытный водитель, поначалу было действительно непросто.

Большинство водителей минских трамваев — женщины. Поэтому и складывается впечатление, что дело это нехитрое, не то что управлять автобусом или троллейбусом. Жми себе на педаль — и катись по рельсам. Ни тебе коробки передач, ни конфликтов с другими участниками движения. Но Екатерина Климович с такой позицией готова поспорить:


— Всеми транспортными средствами с большими габаритами управлять непросто. Трамвай же 15 метров в длину, это не легковая машина, где всего метра четыре. Без пассажиров он около 28 тонн весит, и его тормозной путь — примерно метров 20 при скорости 40 километров в час, а в загруженном состоянии — в разы больше. Поэтому управлять им совсем не просто, есть много и других нюансов. Нужно и дистанцию правильную держать, и быть крайне внимательной. Ты же отвечаешь за безопасность пассажиров, которых перевозишь.

Коллеги характеризуют Екатерину как человека вежливого и культурного. В работе с людьми это важные качества. Конечно, в трамваях сегодня есть камеры, которые фиксируют все, что происходит на дороге и в салоне. Это помогает разрешить конфликты, если они все же случаются (Екатерина, правда, отмечает, что ей везет, такого не было), и вообще в пути. Но нередко водителю приходится искать подход не только к пассажирам, а еще и к пешеходам. Увы, немало прохожих не до конца осознают серьезность ситуации — останавливаются на рельсах перед трамваем...

— Всегда стараюсь вежливо предупреждать, что не стоит больше так делать. Очень опасно. Трамвай ведь может просто не успеть затормозить, — рассказывает Екатерина.

И вот на часах десять вечера, рабочая смена завершена. Екатерина спешит домой, где ее ждет 12–летняя дочка. Завтра снова ко второй смене. Обычно распорядок такой. Четыре дня работаешь в первую смену: график плавающий, поэтому рабочий день может начинаться как в 4.30, когда отправляется первый трамвай, так и в 8.00. Потом на линию четыре дня ставят во вторую смену: тут тоже все по–разному — и в 14.30, и в 15.00, и даже в 16.00. Между четырехдневными периодами обычно два выходных, которые Екатерина старается посвятить ребенку. Говорит, детьми нужно заниматься вопреки рабочим графикам, ведь если сейчас упустишь, потом придется жалеть. Успевает ли проверять у дочки «домашку»?

— Без этого никак, — улыбается Екатерина. — Иногда такие задания бывают, даже Гугл не помогает.

— Можно профессию водителя трамвая все–таки назвать женской?

После раздумий Екатерина отвечает: мол, нет, все же работа эта больше мужская. Считает, в идеале женщина должна больше времени отдавать семье. Но в жизни бывают такие повороты, что выбирать не приходится. А вот быть, как говорится, всегда в форме — это важно при любых обстоятельствах. На работу к пяти утра? Это не причина выглядеть абы как, уверена Екатерина Климович, даже если будильник прозвенел в три часа ночи:

— У нас форменная одежда — голубая блузка и темная жилетка, но под них можно юбку надеть, не джинсы. А вот на шпильках не придешь: каблуки должны быть не более пяти сантиметров — это из соображений безопасности, мы ведь стрелки переводить выходим. Представьте, если поскользнешься или каблук застрянет...

pasiyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter