Решение на месте.

Нуждающимся в улучшении жилищных условий за два года предоставлено 33 тысячи участков. Почему строительство начато лишь на 17 тысячах из них?

До нового года земельными участками в Минской области обеспечат всех нуждающихся. При этом перед землеустроителями и сельисполкомами стоит задача не задействовать пахотные земли, а максимально использовать существующие населенные пункты и прилегающую к ним территорию, что позволит сократить расходы на создание инфраструктуры. А как обстоят дела в целом по стране? И какие мифы в сфере земельных отношений по сей день бытуют на разных «этажах» белорусского общества?

На эти и другие вопросы «НГ» и ее читателей отвечает заместитель председателя Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Андрей ГАЕВ.

— Андрей Анатольевич, вопрос обеспечения нуждающихся и желающих земельными участками был поставлен летом достаточно жестко. На сегодня наиболее проблемным является Минский район, где на получение земли претендуют 24 тысячи человек, организованных в четыре очереди. Председатель Минского облисполкома Борис Батура недавно сообщил, что для первой и второй из них (проживающих в пристоличье) разрабатывается проектная документация на участки площадью более 1,3 тысячи гектаров, что позволит удовлетворить около 10—11 тысяч граждан. Третья и четвертая очереди насчитывают 14 тысяч человек (это жители других районов страны, а также минчане), им участки подбираются лишь в Папернянском, Роговском и Юзуфовском сельсоветах. А как обстоят дела в целом по стране?

— Все необходимое наш комитет сделал, местные власти также целенаправленно работают в этом направлении, а с 1 января вступает в силу и Указ Президента № 431. Им предусмотрено, что в населенных пунктах, расположенных в пригородных зонах Минска, областных центров и городов областного подчинения, земельные участки будут предоставляться бесплатно в частную собственность только многодетным семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом местные исполкомы обязаны выставлять на аукционы не менее 30 процентов включенных в перечни свободных участков, которые могут быть выделены для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов. Иным нуждающимся в улучшении жилищных условий земельные участки будут предоставляться в частную собственность в этих населенных пунктах на различных условиях, но есть и одно единое для всех — гражданин должен быть признан нуждающимся не менее 5 лет назад. Важным нововведением является и то, что граждане, получившие земельные участки как состоящие на учете нуждающихся, до истечения 8 лет со дня госрегистрации возведенных на них жилых домов не вправе отчуждать такие участки и дома, а также объекты недвижимости, образованные в результате их раздела, слияния или вычленения из них.
Процесс выделения земельных участков активизировался с 2009 года, и с того времени уже выделено в нашей стране около 33 тысяч участков. При этом на учете стоит 89 тысяч граждан — как нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и просто желающих приобрести участок. Также сегодня имеется в наличии около 32,5 тысячи свободных участков. В отношении оставшейся части исполкомы разрабатывают градостроительную документацию. Однако выявлен характерный факт: предоставлено, повторюсь, 33 тысячи участков, а строительство начато лишь на 17 тысячах из них. В результате примерно у тысячи граждан права на участок уже официально прекращены.

— Как быть, если предпосылки для конфликтной ситуации уходят корнями в далекое прошлое? Конкретный пример из почты “НГ”: пенсионер из Орши Леонид Малусевич унаследовал дом и участок родителей с садом, предоставленный им колхозом в деревне Пустынки еще в 1964 году. Позже деревня вошла в состав Орши, участок оказался в городе. И ныне, утверждает Леонид Михайлович, исполком отказывается предоставить сад в пожизненно наследуемое владение. Наш читатель сетует, что в 1990-м, наследуя дом и участок, он не оформил должным образом все документы...

— В законодательстве всегда была четкая норма: если земельные участки сельской местности включаются в состав города, их размер сохраняется. Конечно, наличие правоудостоверяющих документов облегчает решение многих вопросов. Но в любом случае учет земель велся и сельисполкомом, и землеустроительной службой. Ведь отсутствие документа, подтверждающего право на землю, не является основанием для освобождения от уплаты земельного налога. То есть сведения об участках так или иначе есть, а в том, что в шестидесятые годы не было необходимости иметь на руках правоудостоверяющие документы, люди не виноваты. Запрет же содержать в городе сад и вовсе абсурден, даже в Минске в частном секторе садов великое множество.
Изложенная ситуация больше похожа на самоуправство. Но для пояснений  по  существу вопроса я рекомендую гражданам обращаться в  исполком официально. А любой ответ представителей исполнительной  власти, в свою очередь, должен быть мотивирован исключительно нормами закона. И если человек с этим ответом не согласен, он вправе его обжаловать в вышестоящей инстанции либо обратиться в суд.

— Андрей Анатольевич, спасибо за интервью. Что напоследок можете порекомендовать нашим читателям?

— Хотелось бы обратить внимание людей на то, что сегодня местным исполкомам предоставлены все права по решению вопросов в сфере земельных отношений. И при возникновении спорных моментов начинать процедуру поиска истины следует именно с местных органов власти: они владеют всеми нюансами той или иной конкретной ситуации. Работникам же исполкомов, в свою очередь, хочу пожелать не относиться к таким обращениям формально, вынуждая людей писать в вышестоящие инстанции и теряя тем самым собственный авторитет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter