Реквием по свинарке с пастухом

Долгие годы наше искусство было нацелено на воспевание классовой структуры общества.
Долгие годы наше искусство было нацелено на воспевание классовой структуры общества. Когда нам показывали в кино "свинарку и пастуха", мы знали, что это - крестьяне. Когда обаятельный Николай Рыбников играл монтажника-высотника, мы сразу догадывались, что перед нами - его величество рабочий класс. Ну а когда не менее обаятельный Штирлиц - Тихонов стремился, несмотря ни на что, "дожить до понедельника", нам вообще все становилось ясно: вот он, настоящий, а не придуманный, интеллигент.

И как-то сегодня всех их жалко. И Рыбникова, и Тихонова, и чумазых, но симпатичных крестьянок-аристократок Любови Орловой. И не только потому, что состарились и ушли из жизни сами артисты. Ушло то, что они играли. Умерла классовая структура общества.

Может быть, не стоило бы писать о смерти очередной абстракции, если бы не одно "но". Все дело в том, что уходит некоторая наивность нашего социалистического бытия, наша доверчивость, а на смену ей, расталкивая всех и вся железными локтями, прет, не разбирая дороги, прагматизм с зажатой в зубах чековой книжкой. И все прекрасно понимают, что будущее вовсе не за ностальгией и наивностью, а именно за этими зубами.

Мы в очередной раз убедились, что общество сложно разложить по ясным и понятным "полочкам". Действительность оказалась намного труднее для понимания. Ведь раньше все было достаточно просто: если ты рабочий - вот тебе пропуск в руководящую и направляющую силу нашего общества, вот тебе место в президиуме, а вот - путевка в санаторий. Если крестьянин - пожалуйте на аграрную выставку и такую же доску почета, вот вам серп в руки. Если интеллигент - то в лучшем случае "попутчик" рядом со смело "штурмующим небо".

А нынче все слои и классы растворились в двух социальных категориях: богатый и бедный. Вот и думаешь: а что изменилось со времен греко-римской цивилизации? Оберни нынешнего председателя совета директоров в тогу - и не отличишь от Гнея Помпея или Суллы. Положи современного банкира на подушки, да рядом с гетерами - и можно смело писать с натуры разоблачительный очерк о загнивании древнего общества периода его заката. Только при всем этом утверждается, что мы как бы возвращаемся в лоно мировой цивилизации, где богатый и бедный существуют уже тысячи лет. Вот только одно непонятно: вроде с течением времени нам всем должно быть все лучше и лучше, а получается, как всегда.

Конечно, мы хорошо понимаем, что классовая структура общества неизбежна, как дождь весной. Только не стоит наступать на те же грабли: фетишизировать тот или иной социальный слой. Конкретно: не нужно превращать в мыслителей и филантропов "новых русских" или таких же белорусов. Нет никакой необходимости в обожествлении золотого тельца с такой же силой и энергией, с какой ранее его отправляли на заклание. Нельзя забывать простую вещь: классовая структура общества просто закрепляет в общественном сознании сложившийся паритет сил. И важно загонять деструктивные страты в полагающиеся им подвальные помещения. Бандиты, воры и негодяи были и в советском обществе, однако никто не возводил на трон властителя умов "вора в законе", как это сейчас фактически делает ТВ, никто и никогда не говорил "хорошо" по отношению к тому, что все же явно плохо. Ведь структура социума - не просто абстракция, которая сегодня есть, а завтра ее нет. Это - реальность, которая уже сама может влиять на положение дел в обществе.

Можно, например, сколь угодно долго рассуждать, как повторяет Михаил Задорнов, "завалит ли Береза Гуся" либо произойдет наоборот. Вот только акценты должны быть соответствующие.

Борис ЛЕПЕШКО, Брест.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter