Разбирая барьеры на пути конкуренции

Есть ли в белорусской экономике конкурентная среда? Конечно...

Есть ли в белорусской экономике конкурентная среда? Конечно, есть. Но ее развитие недостаточно для того, чтобы утверждать, что рыночные механизмы работают в интересах покупателя и всего общества. Монополий пока еще слишком много, в том числе на уровне Таможенного союза, а ограничений для них недостаточно. Новое антимонопольное законодательство призвано изменить ситуацию.

И вот в среду Совет Республики Национального собрания Беларуси на очередном заседании третьей сессии одобрил проект Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитию конкуренции». Теперь он поступит на подпись главе государства.

Председатель Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам Владимир Пантюхов, отвечая на вопросы журналистов, напомнил, что антимонопольный закон в Беларуси работает более 10 лет, поэтому назрела необходимость его существенно обновить. К тому же есть и международный аспект. «В декабре 2010 года было подписано соглашение в рамках ЕЭП о правилах и принципах конкуренции. Мы должны сегодня наше законодательство привести в соответствие с требованиями этого соглашения», — сказал сенатор.

В чем смысл нового закона? Представляя его проект сенаторам, заместитель министра экономики Антон Кудасов отметил, что документ расширяет полномочия антимонопольного органа, определяет, что следует считать доминирующим положением на рынке. Безусловно, устанавливается запрет на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию. Более ощутимой становится ответственность за нарушения антимонопольного законодательства.

Что даст принятие этого закона? По мнению заместителя министра, ожидается, что повысится инвестиционная привлекательность Беларуси, будут созданы дополнительные условия для модернизации предприятий. То есть результатом должно стать развитие конкурентной среды, более поступательный и эффективный рост экономики и развитие страны в целом. Ведь засилье монополий предсказуемо обедняет рынок, а конкуренция придает ему динамику и новые перспективы.

Важная особенность: законопроект содержит нормы, которые позволят, по словам Антона Кудасова, включить еще один инструмент по ликвидации изъятий в Таможенном союзе. Документ, как сказал замминистра, «дает возможность как бизнесу, так и органам власти инициировать предложения в рамках Евразийской экономической комиссии для исправления ситуации». Скажем, поставить вопрос о пересмотре пошлин, которые создают монопольное положение для отдельно взятого производителя каких-либо товаров. Или потребовать ликвидации барьеров на пути товаров из одной страны Таможенного союза в другую. Вопрос этот не отвлеченный и сугубо практический: в нынешнем году потери от изъятий в Таможенном союзе Минэкономики Беларуси оцениваются на уровне 3,5 млрд. долларов. А это около 5 % ВВП нашей страны.

Постепенный взаимный отказ от изъятий и ограничений в торговле как раз и приведет страны Таможенного союза к единому экономическому пространству. Правовая база для этого создана решениями глав государств и правительств, сегодня она дополняется решениями законодателей. Именно взаимный отказ от изъятий и полноценное развитие конкурентной среды должны привести к более выгодному для нашей страны и для Казахстана варианту регулирования рынка энергии и углеводородных ресурсов. А в части поставок в Беларусь в 2014 году пока ситуация складывается так, что нефти российская сторона обещает несколько меньше, чем хотели бы получить наши предприятия. По газу, наоборот, предложение превышает спрос. А судьба пошлин за вывоз нефтепродуктов, которые сегодня возвращаются в российский бюджет, тоже зависит от уровня этих самых изъятий во взаимной торговле.

Так что для построения Единого экономического пространства придется разобрать еще немало экономических и правовых барьеров. В том числе на пути развития конкуренции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter