Как белорусские батутисты готовятся к чемпионату мира и II Европейским играм

Прыжок из Минска в Токио

На первых Европейских играх в Баку белорусские батутисты завоевали три медали. С Олимпиады в Рио-де-Жанейро вернулись с золотом Владислава Гончарова. По большому счету, без наград эта команда не возвращалась еще ни с одних соревнований, и потому в следующем году, когда Минску предстоит принимать II Европейские игры, спрос и ожидания в отношении ребят будут особенными. Справятся ли? И стоит ли через два года в олимпийском Токио ждать повторения бразильского триумфа? Накануне мы постарались узнать ответы на эти вопросы, пригласив спортсменов и их тренера — Ольгу Власову в организованный редакцией «СБ. Беларусь сегодня» пресс-центр, посвященный II Европейским играм.

Анна Гончарова, Владислав Гончаров, Ольга Власова, Андрей Федоров, Мария Махаринская, Олег Рябцев.
ФОТО ВЛАДИМИРА ШЛАПАКА.

Прыжки на батуте — сложный, капризный и субъективный вид спорта. Даже однажды здесь подняться на пьедестал — дорогого стоит. Повторять это из года в год — признак невероятного мастерства. Успехи сборной по прыжкам на батуте многие считают уникальными, но при этом сама Ольга Власова убеждена: все дело в правильной методике и выстроенной системе.

— Мне сегодня очень непросто определить, кто поедет на те или иные соревнования. Появилось немало ребят, которые прыгают на мировом уровне, а для меня принципиально, что выступать должны сильнейшие. С другой стороны, у меня появилась вполне реальная возможность для маневра в плане выбора состава, и это — результат нашей подготовки. Например, юниора Ивана Литвиновича я рассматриваю для участия во взрослом чемпионате мира. Повторить путь Влада Гончарова удастся, конечно, не каждому, но я могу заверить, каждого из них я заставлю показать максимум своих возможностей. 

Выступать дома для батутистов не впервой. Минск уже принимал этапы Кубка мира, но Европейские игры — отдельная история, способная заставить волноваться даже опытных спортсменов. Тем не менее Ольга Власова не отказывается от самых серьезных планов и утверждает: команда готова побеждать.

— Я очень рада, что благодаря победе Влада Гончарова в Рио в Беларуси узнали о нашем виде спорта. Уверена, до Рио половина населения Беларуси о прыжках на батуте вообще не слышала. А теперь чемпионаты мира и Европы — в прямой трансляции. Даже этапы Кубка мира показывают: когда о таком можно было мечтать? II Европейские игры станут не менее значимым шагом. Когда Европейские игры проводились в Азербайджане, интереса к ним вообще не ощущалось. Возможно, потому, что они проводились впервые и мало кто до конца осознавал, что происходит и насколько это интересно. Теперь же всем стало ясно, что это не однодневка. 

Серьезно настраиваются и спортсмены. Хотя, по словам Марии Махаринской, рецепт успешного выступления на любых соревнованиях один: выходить и прыгать.

— Конечно, различия между Олимпиадой, чемпионатами мира и Европейскими играми существуют. Возможно, волнение потом появится, но обычно на соревнованиях нет времени даже на то, чтобы подумать о том, что чувствуешь. Просто выходишь и делаешь свою работу. 

Олег Рябцев.
ФОТО БЕЛТА.

Для прыгунов на батуте Европейские игры — не квалификационный турнир. Отбор в Токио будет проходить на чемпионате мира и кубковых этапах, причем теперь, чтобы претендовать на лицензию, придется попадать в число четырех лучших, а не восьми, как раньше. Но Ольга Власова заверяет, что с точки зрения состава участников и уровня представленных ими программ соревнования Европейских игр ничем не будут уступать чемпионатам Европы. Да и с точки зрения организации этот турнир станет серьезным вызовом. По словам отвечающего за гимнастическую составляющую программы II Европейских игр исполнительного директора Белорусской ассоциации гимнастики Андрея Федорова, антураж соревнований станет во многом уникальным.

— Для Белорусской ассоциации гимнастики очень престижно, что соревнования по всем пяти видам пройдут в лучшем спортивном комплексе столицы — «Минск-Арене». Но это накладывает и дополнительную ответственность: к нам будет приковано огромное внимание. На первых Европейских играх в Баку вся гимнастика также была объединена под одной крышей, и мы постараемся использовать этот опыт. Прыжки на батуте будут проходить одновременно с аэробикой, художественная гимнастика с акробатикой, в спортивной гимнастике мужчины и женщины будут соревноваться одновременно. 

По словам Федорова, приезжавшие в Минск руководители Европейского союза гимнастики высоко оценили возможности и антураж «Минск-Арены». Батутисты, к слову, пока смогли оценить лишь высоту потолков, а вот опробовать арену в соревновательном режиме смогут лишь в следующем году, когда Минск примет этап Кубка мира, который станет тестовым турниром перед Европейскими играми. Правда, домашняя прописка турнира, по словам Ольги Власовой, едва ли способна стать дополнительным преимуществом для спортсменов.

— Иногда на соревнованиях приходится сталкиваться с неожиданностями. Например, на этапе Кубка мира в Баку в зале выключили свет, оставив лишь подсвечивающие батут прожекторы. Взлетаешь — и можно «потеряться» в воздухе. Судя по всему, организаторы хотели таким образом создать преимущество для своих спортсменов. На Европейских играх такие варианты невозможны: там условия проведения регламентируются, все в равных условиях. Даже батуты устанавливаются новые, чтобы хозяева соревнований не имели возможности адаптироваться к сеткам. 

Участниками соревнования по прыжкам на батуте на II Европейских играх станут 24 человека, прошедших отбор на чемпионате Европы. Считать завоеванные лицензии именными или нет — прерогатива главных тренеров. В Беларуси четыре завоеванных пропуска не именные, что значительно расширяет список тех, кто сможет выступить на домашних Играх. При этом Ольга Власова убеждена: к следующей Олимпиаде — в Париже число претендентов на лицензии в составе сборной Беларуси способно вырасти в разы.

— Мы не сбрасываем со счетов наших опытных спортсменов. Влад по-прежнему лидер. Татьяна Петреня в августе приступит к серьезным тренировкам и, вполне возможно, сможет подготовить конкурентоспособную программу уже к чемпионату мира. Но при этом уже сейчас я могу назвать несколько имен юниоров, которым будет по силам в будущем выйти на ведущие роли в национальной сборной. Думаю, в ближайшее время за смену поколений в прыжках на батуте можно быть спокойными. Несколько настораживает отдаленная перспектива. Нынешние лидеры — это те ребята, которых я вела сама, начиная с пяти лет. А вот что будет дальше? Стараюсь контролировать процесс, общаюсь с тренерами в областях, самых перспективных спортсменов забираю к себе. Иначе можно легко потерять талантливых ребят. Причем, подчеркну, все это происходит по предварительному согласованию без каких-то недопониманий или обид со стороны тренеров. Они понимают, что все работают не ради своего кармана, а на благо страны. 

Двое под одним зонтом

До II Европейских игр в Минске остается все меньше времени, и организованный редакцией «СБ. Беларусь сегодня» пресс–центр продолжает принимать гостей. Накануне мы разговаривали о настоящем и будущем с батутистами. После победы Владислава Гончарова в олимпийском Рио к этому виду спорта внимание особое. В 2019 году от них будут ждать серьезных свершений, а одни из главных ролей будут отведены теперь уже семейному дуэту Гончаровых. Свадьба Владислава Гончарова и его невесты Анны Горченок состоялась в конце минувшего года, а пару дней назад ребята рассказали о переменах в жизни и планах на Европейские и Олимпийские игры.

ФОТО АЛЕКСАНДРА СТАДУБА.

— Статус олимпийской семьи подразумевает публичность. Для вас было сложно смириться с повышенным вниманием?

Влад: Мы, признаться, не зацикливались на этом. Тем более что в последнее время интервью приходится давать нечасто — слава богу, забыли о нас. «Слава богу» — это потому что порой популярность приобретает весьма неоднозначные формы. Вдруг обнаруживаешь, что за тебя все придумали, написали, а ты даже не знал, что интервью давал.

— Вы свадьбу потому и делали максимально скромную, чтобы лишнего внимания не привлекать?

Влад: На тот момент наша жизнь никого здесь не интересовала. Возможно, в других видах спорта иначе, но о батутистах вспоминают лишь после каких–то значимых побед. Так что мы не скрывались. Закончили сезон чемпионатом мира, решили сыграть свадьбу. Если бы кто–то попросил — показали бы, рассказали...

Анна: Меня, например, смущает, когда личную жизнь начинают переплетать со спортом. Мы ведь интересуем людей как спортсмены, так? В какой–то момент я хотела вообще закрыться от общения. Даже сейчас на интервью согласилась с трудом.

Влад: Нет, ты уже публичная личность, здесь уже все переплетено — четкую грань не проведешь. Но просто периодически случаются истории, которые в любом случае за гранью. Как недавно: статья про соревнования, а заголовок о сексе на Олимпиаде. И ладно если бы спрашивали...

— Недаром говорят, что победа на Олимпиаде делит жизнь на до и после...

Анна: Мне, кстати, в этом отношении проще. Основное внимание, как ни крути, приковано к Владу, а мне никто не мешает с головой погрузиться в работу. Я ведь еще пока не олимпийская чемпионка!

Влад: А у меня за последние годы поменялась разве что точка зрения. В прямом смысле: после Игр решил все–таки сделать операцию на глазах. Давно собирался — надоело в очках ходить. Теперь смотрю на мир иначе. А если серьезно, то мы стали более публичными и узнаваемыми. Но в то же время заметил, что отношение к нашему виду спорта в некоторых случаях оказывается предвзятым. Кто–то, думаю, даже завидует. Как отношусь? Спокойно: не бывает так, чтобы все люди радовались успеху соотечественника. Просто продолжаю работать.

— Выходит, проблем с мотивацией нет?

Влад: С августа 2016 года по август 2017–го у нас был только один старт — Кубок мира в Баку. Там я попал в финал, но за медали побороться не смог. Но этого ведь мало, чтобы оценить мою готовность. Я по–прежнему настроен побеждать. К тому же в прошлом году выиграл соревнования на этапе Кубка мира в Минске, завоевал золото в синхронных прыжках на чемпионате мира...

Анна: Проблема в том, что раньше на наши результаты никто внимания не обращал. Кто выступает, где? Только к Олимпиаде начинали интересоваться, и то вскользь. А теперь следят, анализируют, оценивают.

Влад: А мы, между прочим, с каждых соревнований (и это не преувеличение) привозим медали.

— Вы в жизни похожи?

Влад: Отличий хватает. Аня, к примеру, любит в обед поспать, я — нет. Она больше кошек любит, я — собак. Но в итоге не заводим никого. С нашим образом жизни это, к сожалению, невозможно.

Анна: Мы предпочитаем проводить свободное время спокойно. Нам активности хватает на тренировках. Влад периодически собирается съездить на горнолыжный курорт, но все не получается. А я больше домой хочу. Мы так редко бываем у родителей, что для меня лучший отдых — приехать к ним в гости.

Влад: Оба из Витебска, но у Ани там много родственников, а у меня мама работает в Москве. В Витебске только брат, у него семья... Заезжаю временами, но нечасто.

— Можете назвать любимые занятия друг друга?

Влад: Кроме того, что Аня любит спать, она еще любит кошек. Еще много читает.

Анна: А Влад любит в телефоне сидеть: новости читает, фильмы смотрит, но чаще всего какую–нибудь информацию ищет. Любит что–то новое узнавать...

— Видел в интернете обзор вашей машины: судя по всему, с автомобилями у Влада тоже давняя любовь?

Влад: Да, увлекаюсь. Но не так, чтобы что–то в них чинить, дорабатывать, копаться, а, скорее, изучать характеристики, разные модели. Хотя нынешнюю купил в какой–то мере по случаю. Ходили с Аней по салонам, и везде к нам относились, как к двум тинейджерам, которые от нечего делать тачки рассматривают. Возможно, мы так и выглядели. А в БМВ встретили серьезно. Показали, рассказали, охмурили, подарков надарили... Человеческое отношение вообще подкупает.

Анна: Еще и скидку сделали! Но в итоге выбор машины был полностью за Владом. Главное, чтобы была безопасная. И комфортная: мы часто в дороге, постоянно ездим между Минском и Витебском. Но все равно комплектацию, все навороты, выбирал Влад. Даже цвет — его инициатива.

Купленную после победы в Рио машину Владислав Гончаров обклеил «золотом».

— Цвет необычный: золотые автомобили в Беларуси нечасто встретишь...

Влад: У меня многие спрашивают: «Это потому что на Олимпиаде завоевал золото? А на самом деле так совпало. Изначально она вообще другого цвета была — я уже потом обтягивал пленкой. Взяли палитру цветов, обсудили... Наверное, большинство людей выбрали бы что–то более нейтральное. Чтобы не выделяться. Но мне скрывать и стесняться нечего: не украл, не обманул. Честно заработал — можете проверить. Есть видеозапись олимпийского финала, есть все допинг–пробы. Да и вообще, мне нравится выделяться из общей массы.

— В батуте вообще допинг–скандалы бывают?

Анна: Только если по неосторожности. Да и таких случаев — единицы. Например, олимпийский чемпион Юрий Никитин. Принял что–то от кашля — и все. У нас ведь список запрещенных препаратов длинный: антигрипин, капли в нос, в уши, многие мази, которые в обычной жизни можно применять, даже не зная, что это допинг. А у Никитина мама — врач. Посоветовала...

— Впереди осенний чемпионат мира, II Европейские игры в Минске. Какой из этих стартов более значимый для вас?

Влад: В следующем году уже начинается отбор на Олимпиаду, на это будет делаться основной упор при подготовке. На Европейских играх лицензии не разыгрываются: отбор идет на этапах Кубка мира и чемпионате мира. В Минске, по большому счету, будем проводить обкатку программ, с которыми предстоит отбираться и выступать в Токио.

Анна: Но при этом я бы не сказала, что Европейские игры не важны. К каждому старту мы готовимся, как к главному. Тем более предстоит выступать дома. Хотя родственники поболеть за меня не приедут. Они принципиально не ходят на мои соревнования. Волнуются, не хотят мешать. Да и мне, если гости приедут, придется их принимать, куда–то водить, развлекать. А нужно концентрироваться, работать и решать, что в настоящий момент более важно.

komashko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter