Программное обеспечение

О школах

Для могилевской гимназии № 3 новый учебный год начался с неприятности. В августе приемочная комиссия обошла учебное заведение и подписями в соответствующем акте подтвердила готовность к началу занятий. Однако в сентябре один из корпусов гимназии покрылся трещинами. Небольшими. Но мало ли какая причина скрыта от глаз. От греха подальше здание (это 12 кабинетов, актовый и спортивный залы, столовая) для посещения закрыли. Гимназисты стали учиться в две смены, а перекусить ходят в буфет неподалеку. Буквально все стены гимназии специалисты облепили «маячками», чтобы отслеживать состояние конструкции. Гадают: что стряслось? Кто–то предположил, что причины в грунте, на котором стоит здание гимназии. Кто–то высказал версию, что под фундаментом находится богатейший культурный слой. Некогда здесь стояли дома старого Могилева. Возможно, под землей находятся так называемые длинные подвалы, засыпанные колодцы...


В общем, сдвинулась немного почва — и произошло ЧП. Казалось бы, поохав над тем, что начало учебного года омрачено нежданным происшествием, можно поставить точку, мол, не все зависит от человека. Однако... Не получится. Дело в том, что в далеко не самом лучшем состоянии находится чуть ли не большинство могилевских школ. И теоретически подобные неприятности могут произойти в любой из них. Почему? Многие учебные заведения построены десятилетия назад. За время своего существования здания подмазывались–подкрашивались. А вот какие–то капитальные работы практически не проводились.


Может показаться парадоксальным, но сегодня городские школы по своему состоянию проигрывают сельским. В деревнях чуть ли не все до единой приведены в порядок. Благодаря государственной программе возрождения и развития села. Плюс ко всему сельские школы комплектуются компьютерами, современной мебелью — словом, всем, что необходимо для комфортных занятий. В городских школах, к сожалению, не все так хорошо.


Есть масса проблем, которые надо решать если не сегодня, то хотя бы завтра. Директора учебных заведений о них знают. Но порой лишь бессильно разводят руками. Не хватает денег. Назову одну лишь цифру: для того чтобы выполнить все требования сотрудников МЧС (только их!), могилевские школы должны израсходовать 6 миллиардов рублей. Или еще один пример. Долгое время двухэтажный корпус СШ № 12, находящийся в аварийном состоянии, стоял просто так, никому не нужный. Была даже идея продать здание с аукциона — благо потенциальный инвестор, захотевший переделать его в гостиницу, нашелся. Но было принято иное решение — приступить к ремонту. Правда, пока нет однозначного ответа, где взять на него средства. Требуется же на все про все без малого 5 миллиардов рублей...


Суммы для местного бюджета тяжелые. Ведь в городе надо не только школы ремонтировать. Есть масса иных проблем, требующих порой немедленного решения: ремонт крыш, асфальтирование дорог, отделка фасадов... Да мало ли забот в городском хозяйстве. А где взять деньги на все без исключения школьные нужды?


По идее, учебные заведения могут частично обеспечить себя сами — за счет того, что зарабатывают самостоятельно. Это в теории. На практике же, как отмечают специалисты, все (или почти все) внебюджетные средства идут на зарплату педагогам. И это, пожалуй, справедливо. Ведь надо же как–то материально поощрять не самую обеспеченную — но одну из самых необходимых — категорию работников.


Забота, внимание и — в первую очередь — немалые средства нужны не только школам Могилева. Аналогичная ситуация существует во многих городах. Об этом с озабоченностью говорилось на коллегии Министерства образования. Другой вопрос, как решить эту проблему? Начальник управления образования Могилевского облисполкома Леонид Смотрицкий считает, что велосипед изобретать незачем. Если сельские школы за счет государственной программы возрождения и развития села удалось сделать «конфетками», то, быть может, стоит подумать о государственной программе, целью которой было бы приведение в порядок и оказание помощи городским учебным заведениям. Почему бы нет?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter