Принцип эффективности.

Беларусь готова к равноправному сотрудничеству и обсуждению вопросов приватизации за столом переговоров.

Беларусь готова к равноправному сотрудничеству и обсуждению вопросов приватизации за столом переговоров.

В основе политических или экономических процессов всегда лежит здоровый прагматизм. Это не значит, что нужно во всем ориентироваться только на сиюминутную выгоду. Спектр взаимоотношений между государствами, народами необычайно широк. Но именно национальные интересы являются тем компасом, который позволяет держаться четкого курса среди огромного количества бурных глобальных (нередко встречных) потоков.

В последнее время немало копий опять было сломано вокруг белорусской приватизации. Казалось бы, это сугубо внутреннее дело самого государства, как распоряжаться своей собственностью. Но очередные информационные вбросы говорят, что так считают не все.

Беларусь в вопросах разгосударствления придерживается в последние годы неизменного принципа — главное, эффективность работы самих предприятий. Поэтому изначально был поставлен крест на всевозможных приватизационных списках, а уж тем более речь не идет о чиновничьей приватизации. И в Послании белорусскому народу и парламенту Президент четко указал: в этом тонком вопросе нужно действовать осторожно и выверенно.  Почти по-медицински: “Не навреди”.

Чем закончилась на постсоветском пространстве массовая распродажа госактивов в 90-х годах прошлого века, всем хорошо известно. Предприятия, которые держали целые города, зарабатывали валюту и давали работу миллионам людей, закрывались и разграблялись. И если бы хотя бы в одной стране мира “структурный передел” принес солидные дивиденды, можно было бы, закрыв глаза, броситься в приватизационный омут. Но даже в России, с ее ресурсной подушкой безопасности, все последние годы пытаются оправиться от болевого шока ваучеризации и стать на путь модернизации. Но это не так просто, да и весьма затратно создавать что-то заново вместо поэтапного развития уже имеющегося.

Беларусь не просто сохранила индустриальные гиганты, построенные в советские времена, но и сделала их супертехнологичными. МАЗы, БелАЗы, отечественные тракторы, холодильники, трубы, металлокорд известны всему миру. И вполне понятно, что Александр Лукашенко, встречаясь с главой Башкортостана (этот приволжский регион служит отличным примером того, как при взаимной заинтересованности может развиваться сотрудничество) был вынужден коснуться недавнего интервью посла России в нашей стране Александра Сурикова. Дипломат на днях заявил, что, мол, Минску надо прекращать прикрываться разными словами о народной приватизации, а дать допуск иностранным инвесторам в святая святых отечественной промышленности. Было также как бы невзначай брошено, что второго кризиса страна, дескать, не переживет.

По поводу народных IPO можно сказать, а что в этом плохого? “НГ” на этой неделе писала, что крупнейшие глобальные корпорации как раз именно так и создавались. Да, это трудная дорога, тем более сейчас, когда здание ЕС трещит, как аварийный барак, и финансовые магнаты заняты вытаскиванием своих сундуков из рушащегося дома. Но даже и в нынешней ситуации акции Минского завода игристых вин продаются. Возможно, на предприятии скорректируют политику с учетом уже накопленного опыта. Однако это не значит, что нужно отказываться от выбранного направления и за бесценок все распродавать зарубежным бизнесменам. То же самое касается и автомобильных белорусских заводов. Да, Беларусь, Россия, а сейчас и Казахстан строят “общий дом”, но ведь речь идет о взаимовыгодном сотрудничестве, а не о поглощении одними предприятиями других. И на этом акцентировал внимание Президент: “Мы ведь его (ЕЭП. — Ред.) создали для того, чтобы работать с гордо поднятой головой на этом пространстве, и чтобы мы всегда могли защититься  от других, защитить своих товаропроизводителей, защитить своих людей, чтобы каждый в этом Едином экономическом пространстве  действовал на равноправной основе”.

“Приватизация в Беларуси будет, — продолжил глава государства, — но это наша приватизация, это мы будем решать, что нам приватизировать и  когда. И, самое главное, по какой цене и на каких условиях”.

Что касается перспектив объединения МАЗа и КамАЗа, то Александр Лукашенко сказал, что на этот счет у него состоялся разговор с Президентом России. “Прежде чем говорить послу об этом, надо уточнить. Мы твердо договорились: если мы объединяем активы,  значит, в общей компании 50/50, соответствующее управление. Но руководство той корпорации, видите ли, не устраивает 50/50. Надо контрольный пакет акций, и дороговато Беларусь просит. Ну хорошо, если дорого, тогда не надо соглашаться. Давайте будем работать. МАЗ сегодня нисколько не хуже КамАЗа. С удовольствием его покупают. И не только в республиках СНГ, но и в России с удовольствием берут”, — сказал Президент.

“Мы абсолютно открыты, прежде всего для россиян, мы давно избрали этот курс... И надо очень аккуратно, осторожно выстраивать отношения на перспективу”, — отметил Александр Лукашенко.

Становление Беларуси как независимого государства — процесс сложный и долгий. Страна находится на стыке Востока и Запада. И именно политика рациональности, отстаивание национальных интересов позволили Беларуси закрепить свой суверенитет, развить экономику и, несмотря на повышенную сейсмоопасность всех нынешних глобальных конструкций, искать и находить новые рынки. Почему от этого нужно отказываться?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter