Президент посетил унитарное предприятие «Адани», работающее в свободной экономической зоне «Минск»

Превосходство высоких технологий

Компания производит рентгеновское оборудование для медицинской диагностики и комплектования систем безопасности. Производство во многом уникальное, эффективно конкурирующее с именитыми мировыми брендами не только в Беларуси, но и на обширных внешних рынках. Его руководство не только смело оперирует категориями сегодняшнего дня, но и видит ясные перспективы развития. Отсюда и высокая оценка Александра ­Лукашенко:

— Мне понравилось это производство. Это будущее. Не только потому, что хорошо делают, используют мозги. Они экспортом занимаются. По всему миру работают, валюту в страну привозят — это очень важно. А еще это высокотехнологичное производство, что поднимает нас на более высокий уровень развития.


Экономический эффект

Основатель и гендиректор «Адани» Владимир Линев встретил Главу государства у входа на предприятие. Последовали краткий экскурс в историю компании, осмотр образцов продукции, экскурсия на производство. Руководитель не без гордости проинформировал, что более 85 процентов минских изделий отправляется на экспорт. География поставок приближается к сотне стран. Бизнес немолодой. Начинался еще в начале 1990‑х с изготовления приборов радиационного контроля. В постчернобыльской стране это было очень актуально. Кстати, первые образцы такой продукции также были представлены Президенту. Три десятка лет прошло, а они работают как часы. Отличная иллюстрация надежности, критерию которой соответствует и современная линейка техники: от рентгеновских аппаратов и цифровых флюорографов до досмотровых сканеров и новинки — аппарата компьютерной томографии.

Как всегда, частный пример стал поводом для разговора более широкой тематики. Глава государства интересовался условиями работы резидентов СЭЗ в целом. Все они, имеющиеся в стране, на сегодня дают работу 4,5 процента занятых в нашей экономике. Формируют примерно такую же долю ВВП. В прошлом году уплатили в бюджет порядка 1,3 млрд рублей, сформировав 3,5 процента его доходной части. При этом воспользовались преференциями на сумму около 900 млн рублей. Экономический эффект налицо, но не исключено, что сегодня можно было бы ожидать и большего.

Давно идет дискуссия о том, что свободные экономические зоны дали хороший старт целой плеяде эффективных предприятий. Они встали на ноги, окрепли, развились, и не наступил ли тот момент, когда их пора вводить в экономику с общими для всех условиями работы?

Да, многие субъекты СЭЗ уникальны, как «Адани». Но иной раз субъекты хозяйствования, работающие на общих основаниях, сетуют на сложность конкуренции с резидентами СЭЗ, в том числе и на внешних рынках. Президент же делает акцент еще и на том, что в денежном выражении вклад свободных экономических зон в благосостояние страны может быть более весомым. С этой точки зрения, считает Александр ­­Лукашенко, имеет смысл проанализировать действующее налоговое законодательство:

— Мы вернемся к Налоговому кодексу и посмотрим, что плохо, что хорошо. Не потому, чтобы защемить кого‑то. Вы видите, в какой ситуации функционирует государство: за каждую копейку, за рынки приходится драться.

Интерес государства здесь очевиден и мотивирован исключительно категориями экономической целесообразности.

— Главное, чтобы валюта поступала, и желательно, чтобы она тратилась здесь.


Кадры нужно готовить

Современное инновационное производство, разумеется, требует и соответствующей кадровой подпитки. Заинтересованных будущих молодых специалистов желательно еще со студенческой скамьи ориентировать на специфику работы в компании. Руководитель «Адани» рассказал, что попытка выстроить такую схему сотрудничества с вузами предпринималась. Причем компания готова была не только финансировать обучение, но и платить стипендию своим будущим сотрудникам. Получается этакое прямое инвестирование в интеллектуальный капитал. Да, компания, блюдя свой интерес, выставляет обязательным условием работу у себя выпускника. Если передумает — должен компенсировать затраты. В принципе, это обычная схема целевого набора. Однако оказалось, что законодательство не позволяет частным субъектам хозяйствования готовить для себя персонал таким образом. Президент считает это неправильным и пообещал содействие в решении вопроса.

Свой поставщик — надежней

Интересный разговор состоялся у образца компьютерного томографа белорусского производства. Александр ­­Лукашенко напомнил, как закупались первые такие аппараты по импорту. Было доложено, что известный в мире производитель запрашивает за поставку одного изделия около 4 миллионов долларов. Президент распорядился предложить вдвое меньше, но с обязательством купить несколько единиц. И это сработало. Сегодня «Адани» предлагает свои томографы дешевле еще в несколько раз, и это снова вдвое меньше, чем просят за зарубежные аналоги. При сопоставимых технических характеристиках. Выбор очевиден, и уже в прошлом году в белорусские региональные клиники поставлено 7 таких аппаратов. Глава государства рекомендовал не только продолжить сотрудничество, но и предложил руководителю «Адани»:

— Возьми на контроль обеспечение медучреждений аппаратами аналогичного класса собственного производства. Главное — ты свой, ты на месте и это дешевле.

И ведь очевидно, что местный производитель всегда будет более трепетно следить за работоспособностью своей техники. Вовремя ее обслуживать, оперативно чинить, если выйдет из строя. Отсюда еще один проект, о котором доложил министр здравоохранения Владимир Караник. Компания «Адани» возьмет под централизованное сервисное обслуживание всю свою технику, которая сейчас работает в медучреждениях. А ведь только рентген‑аппаратов в стране около 850, и поставки техники будут продолжены. Полный же сервис позволит сэкономить время и исключить длительный простой оборудования.

Сама же система закупок может быть гибкой. Да, тендеры эффективны.

— Соревнование должно быть, — убежден Глава государства. Но и прямые поставки возможны, если отечественный производитель предлагает выгодную цену.

— Но тогда надо не о своем кармане заботиться, а по‑хозяйски искать, как дешевле купить качественный товар, — уточнил Александр ­­Лукашенко.

Двустороннее движение

Работе со смежниками тоже надлежит уделить особое внимание. Вплоть до того, чтобы взять под управление тех из них, которым самостоятельно сегодня работать непросто. Но, влившись в единую структуру инновационной компании, они могут раскрыть свой потенциал полнее.

— Это образец, это высокий интеллект, высокий уровень импортозамещения, большие амбиции, — перечислил позже преимущества «Адани» Глава государства.

— Увидели, где‑то за рубежом производят: а что, мы не можем?.. Хотим, чтобы взяли на прицеп наши другие предприятия и тащили за собой, а они пусть производят комплектующие.

Владимир Линев внимательно слушал и сдержанно улыбался. Понятно, бизнес не терпит опрометчивых решений. Все надо тщательно просчитать. Однако и со стороны государства следует выгодное предложение о поддержке. Александр ­­Лукашенко отметил:

— Чтобы совершить желаемый нами рывок, нужны огромные инвестиции, большие деньги. И у нас таких денег нет, да и мало у кого в мире есть. А те, у кого есть деньги, не всегда дадут (на развитие предприятий. — Прим. ред.), потому что завтра это будет конкурент для них.

У «Адани» план совершить рывок в наличии. В планах строительство нового модульного завода будущего полного цикла с отлаженными всеми необходимыми технологическими процессами. Под него нужна земля. Президент и здесь пообещал поддержку. Тем более что новому заводу отводится в том числе и роль образца проекта, который может быть реализован в любой стране по желанию заказчиков. И спрос на такой продукт ощущается уже сегодня.


Конкурентная стратегия

«Адани» сегодня представлено на всех континентах. Его продукцией пользуются в 86 странах. По ходу экскурсии по предприятию Владимир Линев увлеченно и с гордостью рассказывал о достижениях:

— Наше оборудование даже на океанских лайнерах плавает. У нас пять офисов за рубежом. Два в США, а также в Великобритании, Китае и России. Занимаются не только продажами, но и сервисным обслуживанием, ведь без него невозможно продать оборудование на краю земли.

В чем же секреты успеха? Их много, но, пожалуй, главный заключается в эффективной гибкой системе управления. Здесь отлично понимают, что на первый план нынче выходит не количество, а качество товара, его разнообразие, конкурентная бизнес‑модель:

— Все базируется на наших идеях, — пояснил Владимир Линев. — Мы все делаем очень быстро. Сегодня продукт мгновенно должен создаться и выводиться на рынок. Ежегодно мы тратим на новые разработки 4 миллиона долларов от оборота.



Конечно, не последнюю роль играет профессионализм самих сотрудников. С одним из таких профессионалов у Президента состоялся любопытный диалог. Врач‑кардиолог Антонис Джозеф родом из Шри‑Ланки. В Беларуси получил медицинское образование, женился на белоруске и уже 23 года живет в нашей стране. На «Адани» работает директором по развитию бизнеса медицинского рентгенологического оборудования. Но с любимой профессией не расстается, продолжает консультировать пациентов в обычной минской поликлинике.

— В поликлинике у тебя светило работает, — обратился Президент к министру здравоохранения Владимиру Каранику. — Не в научно‑практическом центре. Это разбазаривание кадров. Таких ребят надо находить и продвигать наверх.

Разумеется, в разговоре с врачом тема коронавируса не могла остаться за кадром. А начался разговор с того, что Антонис Джозеф пожелал Александру ­­Лукашенко не болеть.


— Свят, свят, свят… Ты, наверное, не те ресурсы читаешь, — под всеобщий смех отреагировал Президент. — А то меня через день то хоронят, то коронавирусы, то еще что‑то. Я, правда, в них не верю. Оказывается, коронавирусы давно у нас знакомы. И нынешний, новый, на 90 процентов похож по структуре с теми. А мы начинаем тут паниковать, кричать, гвалтовать. Надо работать как в Беларуси (на этих словах Президент постучал по дереву. — Прим. ред.), тогда не будет как в Италии.


На этом оптимистическом аккорде Глава государства завершил знакомство с предприятием и вышел к ожидавшим его журналистам. В беседе с представителями СМИ Александр ­­Лукашенко коснулся актуальных тем.

О мировой экономике

Президента спросили о том, как будет развиваться ситуация в мировой экономике. Ответ получился образным:

— Не хочу быть банальным, просто выскажу свое мнение. Что касается финансово‑экономического кризиса, мы уже туда одной ногой вступили. А сейчас, поскольку волатильность, колебания очень высокие по всем направлениям, мы пытаемся эту ногу вернуть на место. В чем главный вопрос: удастся нам обратно эту ногу вернуть или же мы туда и вторую ногу всунем?

Александр ­Лукашенко добавил, что пока неясно, как будет развиваться ситуация, ждет ли нас глобальный кризис или же странам удастся вернуться к тому уровню развития, который был вчера:

— Надо анализировать, что мы сейчас делаем. Впереди Послание Президента народу и Парламенту, поэтому прорабатываем и анализируем некоторые направления. Возможно, к тому времени обстановка позволит нам сделать определенные однозначные выводы.

Об изменениях климата

Еще один вопрос от журналистов: как аномально теплая зима и в целом изменения климата отразятся на сельском хозяйстве? Готова ли страна к климатическим трансформациям? На сей счет Александр ­Лукашенко напомнил, что в Беларуси давно уже занимаются выращиванием теплолюбивых культур, в том числе арбузов:

— Вот сейчас смотрим в Бресте и Гомеле новые саженцы из Таджикистана, косточковые, виноград и так далее. Наши институты растение­водства, Академия наук этим занимаются давно. Мы во многом перестроили растениеводство. Естественно, и животноводство пришлось перестраивать. Поэтому мы к этому готовы.

Что касается текущего года, то ситуация сегодня идеальная, подчеркнул Александр ­Лукашенко:

— При высоких температурах зимой шли дожди… При отсутствии снега и высоких температурах у нас большой запас влаги в почве. Поэтому надо быстрее посеять ранние зерновые и закончить посевную кампанию. Тогда нам удастся в июле в основном закончить уборку зерновых. Может быть, и других культур. То есть пока все идеально: и влаги хватает, и температура нормальная. Только, боюсь, предстоящие два дня у нас будет ночью пониже температура, при прояснениях до минус десяти на севере. Но мы еще там не посеяли так, чтобы всходы были. Обычно, когда только‑только росток появляется слабенький, и мороз сильный ударит, конечно, погибнут посевы. Но у нас этого пока нет. Зерно лежит в земле. Там, где всходы появляются, на юге, там нет никаких опасений. В общем, пока идеально. И влаги хватает, и в поле можно выйти. Все уже вышли даже в Витебской области. Ну и озимые приятно посмотреть, все поля зеленые. Гибели никакой. Идеально! Просто сейчас надо организованно, дисциплинированно провести посевную кампанию, заготовить корма, уборку всех культур. И озимые начать сеять в конце августа — сентябре. Вот весь план.
В беседе с журналистами Александр Лукашенко коснулся темы коронавируса.
Лукашенко заявил о необходимости проанализировать систему льгот для резидентов СЭЗ

Компьютерные томографы и искусственный интеллект. Посмотрели на предприятие «Адани», которое посетил Президент

Лукашенко высказал свое мнение о ситуации в мировой экономике

Лукашенко об изменениях климата: мы к этому готовы

Лукашенко о коронавирусе: этот психоз заставил нас руки мыть

kryat@sb.by


Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА и БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter