Эксперт: сельское хозяйство — ключевое направление сотрудничества Беларуси и России

Потенциал сотрудничества в аграрной сфере не исчерпан

Встреча Президента с губернатором Ульяновской области подсказала новые векторы дальнейшего сотрудничества. Учитывая планы российского региона по масштабной модернизации АПК, предприятий по хранению и переработке сельхозпродукции, мы могли бы поделиться опытом. Россияне в последнее время все чаще приезжают к нам с этой целью. И не только проводят встречи на уровне профильных ведомств, посещают крупные сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия, но и вузы. 

В частности, в наш университет, а мы сотрудничаем с коллегами из десятков регионов РФ, в том числе из Новосибирска, Приморского края, Рязанской области, приезжают на стажировку педагоги, представители аграрного бизнеса; также руководители фермерских хозяйств направляют на повышение квалификации своих работников. Проявляют интерес их коллеги из Казахстана. 

Их интересует, как строится у нас сама цепочка от получения сельхозпродукции до реализации готовых качественных продуктов на рынке, а также новые технологии в переработке сельхозпродукции, многие другие вопросы. В свою очередь и мы едем к ним, особенно интересен нам опыт в сфере применения цифровых технологий. 

Все-таки по многим направлениям Беларусь чуть впереди, например по животноводству. Само ведение сельского хозяйства отличается. За короткое время благодаря инициативе и поддержке Главы государства нам удалось достичь значительных результатов. Делаем акцент на крупнотоварное производство, перспективные технологии и процессы. В России, в свою очередь, много фермерских хозяйств, они работают чуть иначе. У каждого свой путь экономического развития, но, объединяя силы, знания, опыт, вместе мы сможем достичь большего.

Потенциал сотрудничества в аграрной сфере у Беларуси и России, несмотря на налаженные связи и торговые маршруты, далеко не исчерпан. Президент в разговоре с Алексеем Русских подчеркнул: мы активно ищем новые точки соприкосновения с учетом уже накопленного потенциала.


А ведь именно сельское хозяйство — ключевое направление сотрудничества наших государств. В прошлом году товарооборот в аграрной сфере вырос на 34,5 процента, рост взаимной торговли наблюдаем и в этом году. Объем экспорта белорусской сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на рынок России превышает 70 процентов. 

Важную роль в развитии регионального сотрудничества занимает аграрная товаропроводящая сеть Минсельхозпрода и концерна «Белгоспищепром», которая представлена торговыми домами, совместными предприятиями, дилерскими и дистрибьюторскими структурами. Наиболее крупную такую сеть имеет Брестская область, через которую экспортируется свыше 60 процентов сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, произведенных в регионе.

В рамках совместных программ развивается и производственно-сбытовая кооперация. Примером служит реализация на территории Сахалинской области проекта по производству колбасных изделий: продукция выпускается по белорусским технологиям с применением вкусоароматических добавок и упаковочного материала, поставляемых напрямую из нашей страны.

С субъектами Владимирского, Нижегородского и Смоленского регионов расширяется сотрудничество в импортозамещении в сфере сельхозмашиностроения. Прорабатывается перспектива создания в Брянской области кластера по производству семян зерновых, картофеля и плодово-ягодных культур.

Важно расширять присутствие белорусских экспортеров на рынках регионов России за счет прямого инвестирования, создания совместных предприятий, развития франчайзинга (например, «Белорусские продукты»). Новая перспективная бизнес-модель, выступающая в качестве единого торгового бренда, откроет перед нашими сельхозпроизводителями отличные горизонты, пока же мы работаем через товаропроводящую сеть, дистрибьютеров. 

Еще. Для ведения успешного бизнеса важна усиленная подготовка наших руководителей, специалистов с получением новых практических знаний во внешнеэкономической деятельности. 

Речь идет об образовательных программах переподготовки и повышения квалификации. Могут быть просто однодневные семинары, посвященные конкретной теме, например изменение условий реализации продукции на рынке той или иной страны, введенные ограничения и так далее. При этом важно не только получать информацию, но и работать над ошибками. 

Актуальны и комплексные маркетинговые исследования, внедрение методов и стратегий электронной торговли, системное участие в международной выставочной деятельности, организации национальных выставок и экспозиций.

Наталья КИРЕЕНКО, заведующая кафедрой инновационного развития АПК БГАТУ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter