Чего боятся дайверы

Погружение в бездну

Дайвинг считается увлечением на всю жизнь. Единожды “заболев” подводным плаванием, человек ныряет, пока позволяют возраст и здоровье. Вот только время от времени ныряльщики катастрофически подрывают здоровье, а то и гибнут. Но вода отнюдь не такая враждебная человеку стихия, как принято считать, хотя, конечно, она не прощает даже малейших ошибок.


Ил взял в плен


Стояло жаркое лето 1972 года.

13-летний паренек Андрей Грядунов просто пришел поплескаться в бассейне. И стал мастером спорта СССР международного класса по подводному спорту, неоднократным призером чемпионатов СССР и мировых первенств. Знакомство с будущей женой Верой тоже связано с водой. Супруга впоследствии стала чемпионкой Европы и мира по подводному ориентированию. Сегодня дайверу 59 лет. И он говорит, что не раз мог погибнуть: “Под водой нужно думать. И нужно быть спокойным”. Эту фразу мастер во время нашей беседы повторял, словно мантру.

1978 год. Спортсмены были на сборах в Казахстане. Впереди очередное первенство Советского Союза. Выходные. К нашим ребятам пришли посетители с просьбой. Дескать, утопили в озере лодку, помогите достать. Андрей с товарищем промерил глубину озера — 30 метров. Что ж, не предел, отчего бы и не нырнуть? Закрепили спусковой конец, втиснулись в гидрокостюмы, навесили баллоны и начали погружение. На 15-метровой глубине видимость упала до нуля. Дальше шли на ощупь. Пока не достигли дна. А там ждал сюрприз:

— Я сразу же по пояс провалился в густой, засасывающий ил. Мелькнула мысль, что грязь может накрыть и с головой, забить оборудование. Дальше — больше. А вдруг я зацеплюсь за корягу? А если застряну? До сих пор не знаю, из-за чего именно (ведь уже тогда я был опытным водолазом), но набросилась классическая паническая атака со всеми симптомами — ужасом, стеснением в груди, удушьем, параличом тела и воли.



Лишь потрясающим усилием воли Андрей подавил страх, сделал несколько глубоких вдохов. А в следующее мгновение подплыл товарищ, молодые люди прижались масками, и Андрей Грядунов увидел  глаза друга, осознал, что “накрыло” и его. Коллега рванул вверх. С такой глубины быстрый подъем ведет к гарантированной баротравме — из-за перепада давления легкие рвутся в клочья. Это смерть. И смерть, нужно сказать, мучительная. Все решали доли секунды:

— Вам когда-нибудь доводилось бороться вслепую под водой, в гидрокостюме, с баллонами за плечами и регулятором в зубах? А что было делать? Я уцепился за товарища. Он рвался вверх, я старался замедлить подъем, как только мог. В итоге поднялись настолько, что уже смогли различать предметы. Смотрели друг другу в глаза, пока шок не прошел. Все обошлось, но это был урок на всю жизнь: потерял под водой голову, утратил контроль — погиб.

Акула заходит на круг


Парашютисты считают количество прыжков. Автогонщики — круги или километраж. У профессиональных дайверов свой “счетчик” — поминутный. За одну тренировку, вспоминает Андрей, “съедал” по 3—4 баллона воздуха, то есть под водой проводил около часа. По самым грубым подсчетам, он провел в воде несколько месяцев своей жизни. Много ли это?

Однажды дайвер едва не закончил жизнь под корягой, куда его утащило мощное речное течение. В другой раз чудом удалось избежать нападения акулы: “В море крутился под кораблем, вдруг увидел трехметрового хищника. Хозяйка морей — с черными, словно мертвыми глазами, — уже начала “пристрелку”, заходила на очередной круг. Я рванул к трапу. Успел”. Как-то в шторм с причала сорвало несколько лодок, пловцы бросились их ловить, и Андрея едва не раздавило между суднами.

— Практически всегда беды происходят из-за того, что позволил себе расслабиться, — признает Грядунов. — Оборудование для подводного плавания — железо, силикон, резина — тоже иногда выходит из строя. Но чаще причиной беды становится человеческий фактор. Например, излишняя самоуверенность.



В 2005 году дайверское сообщество облетела новость — в карьере под Березино утонул подводный охотник. Официальные данные были традиционно скупы: отправился на ночную охоту, нырял без кислорода, с одной маской... Андрей Грядунов, который входил в состав поисковой группы, подчеркивает, что погибший — Дмитрий Ковальчук — был профессионалом высочайшего класса, руководил одним из популярных дайвинг-клубов страны, считался едва ли не лучшим экспертом СНГ по подводному снаряжению. А еще был поклонником фридайвинга, мог задерживать дыхание на 4 минуты. Подвело же его именно ощущение своей опытности, неуязвимости, предполагает спортсмен:

— Дима нырнул в зимовальную яму, где на 10-метровой глубине лежала затопленная баржа. Прошел по песчаному дну под судном, уперся в тупик и стал выплывать обратно. Но почему-то пошел по длинной траектории, увеличив метраж пути. Вероятнее всего, его настиг блэкаут — внезапная потеря сознания из-за недостатка кислорода в организме. Тело мы искали всю зиму, а на поверхность подняли лишь в марте...

В 2010 году два дайвера погибли в водохранилище Дрозды под Минском. Столичные жители посещали дайвинг-клуб, а тренировались в открытой акватории. Погрузившись в воду в очередной раз, не справились с течением, их прибило к решетке дамбы. Таковы сухие факты. А вот Андрей Грядунов уточняет:

— В тот вечер была большая вода, поэтому шандоры на плотине опустили. Течение усилилось в 2—3 раза. Оно захватило неопытного ученика, а инструктор, осознавая всю критичность ситуации, бросился на помощь. Результат известен. Именно из-за таких трагедий я взял себе за правило — перед каждым погружением нужно тщательно изучать условия даже на знакомом водоеме. И обязательно страховаться всеми мыслимыми способами. Лучше отменить погружение, но остаться живым и не подставить под удар доверившихся тебе людей.

Газовый наркоз может быть злым


Увлечение дайвингом всегда начинается с малого. Кого-то в тропической стране заманили на подводное путешествие аборигены. А иной однажды во время стандартного купания в деревенской речке открыл глаза. И увидел красивое каменистое дно, словно живой лес из водорослей, рыбку, замысловатую корягу... Все, пропал человек! Что дальше? Человек разумный и хладнокровный прямой наводкой отправится в ближайшую школу дайвинга. Но многие предпочитают этап обучения пропустить — жалеют времени и средств. Вместо этого сразу закупают снаряжение и уходят на дно. Даже не подозревая, что без тренировок под водой даже самые сильные и выносливые люди порой превращаются в сущих младенцев, а беда может стрястись в любой момент и буквально на пустом месте.



Чего стоит опасаться дайверу, спрашиваю у Андрея Грядунова. Во-первых, велика вероятность получить какую-нибудь “профессиональную” травму, предупреждает инструктор. Кессонную болезнь, или баротравму легких, барабанных перепонок при быстром всплытии с большой глубины. Например, со дна нашего озера Долгое, что в Глубокском районе (52 метра). Во-вторых, можно заработать кислородное отравление. Если в двух словах: при погружении на значительную глубину в организме повышается давление кислорода, при этом начинаются конвульсии, спазмы голосовых щелей, тело перестает слушаться. Вариантов развития событий здесь немного — либо сверхбыстрый “вылет” на поверхность, либо залегание на дно. И неизвестно, что хуже. В третьих, можно на себе прочувствовать так называемый газовый наркоз:

— Коварная штука! Под водой на глубинах около 30 метров и более организм насыщается азотом, который угнетает центральную нервную систему — затормаживает, вгоняет в глубокую задумчивость. Однажды я на себе испытал “злую” разновидность газового наркоза с приступами беспокойства, раздражительности и общего озлобления. Вместе с группой плавали уже несколько минут, погрузились на 40 метров. Вот тут-то я и начал “ворчать”. Мне не нравилось абсолютно все! Что нырнули так глубоко. Что плаваем долго. Коллеги не так двигаются. Вода прохладная. Самое кошмарное, что в такие моменты отлично понимаешь, что поддался действию азотного наркоза, но поделать с собой ничего не можешь. Мне оставалось только потихоньку выбираться в верхние слои воды, где все как рукой сняло.

Но самое критичное для любого дайвера — попасть под водой в стрессовую ситуацию, когда вроде бы и силы есть, но мозг отказывается контролировать тело. Загвоздка в том, что единственный способ повысить стрессоустойчивость — смоделировать опасную ситуацию в реальных условиях. Вот для этого, убеждает Андрей Горюнов, и стоит пройти хотя бы базовое обучение в какой-нибудь специализированной школе. Даже наши водоемы полны опасностей. Там реально “подцепить” здоровенную блесну с кованым дедовским крючищем или запутаться в браконьерской сети. Можно зацепиться за корягу. Или до полусмерти испугаться утонувшего козла, как это много лет назад произошло с товарищем Грядунова. “Черт! Черт!” — орал выпрыгнувший из озера дайвер. А бывают случаи и вовсе нелепые:

— Бассейн глубиной всего 1,5 метра, — приводит пример уже из своей тренерской практики собеседник. — Имитируем ситуацию, когда изо рта по какой-то причине выпадает регулятор. Может быть, неловкое движение, может быть, кто-то нечаянно вырвал или выбил. Процедура следующая: нырнул под воду, вынул регулятор, вставил обратно в рот. Делаешь резкий выдох, чтобы выдуть попавшую в оборудование воду, затем осторожный, плавный вдох, чтобы остатками этой самой воды не нахлебаться. Девушка делает ошибку, начинает кашлять и захлебываться. Хорошо, что рядом был инструктор — подхватил и поднял над водой.

И еще один случай, уже с парнем. Ситуация схожая. Закашлялся, впал в панику. Начал делать гребки ногами от колена. В результате просто “завис” на глубине меньше метра на одном месте. На выручку опять пришел инструктор. Но ведь это же бассейн, где и ребенок может стоять! А что может произойти на глубине десятков метров, когда погружаются без обучения и практики?

Не ныряй в незнакомых местах


Вообще, трагедии с дайверами, к сожалению, не редки. В том числе и в нашей стране. Зимой 2013 года ныряльщик погрузился под лед канала Березовской ГРЭС и не выплыл — у мужчины диагностировали сердечный приступ. При этом погибший брестчанин был опытным подводником и даже выступал на чемпионатах страны по дайвингу. Осенью 2016-го фри-дайвер утонул в Слуцком районе. Хотел поохотиться на рыбу, отправился один на реку. В прошлом феврале два дайвера решили понырять возле дамбы реки Ипа Калинковичского района. Один на берег не выплыл — захлебнулся на глубине нескольких метров. В марте 28-летний парень нырял в канале Березовской ГРЭС. Захлебнулся. Скорее всего, косвенной причиной смерти стало употребление спиртного. Осенью трагедия произошла в Вилейском районе. Подводный охотник запутался в водорослях, а его напарник в это время был поодаль.

— Одно из золотых правил любительского дайвинга — никогда не ходить под воду в одиночестве, — предупреждает Андрей Грядунов. — Даже если на берегу остались люди, они и подозревать о ваших бедах не будут, пока не случится непоправимое.

Тренер по подводному плаванию с 40-летним стажем знает, о чем говорит. Приводит примеры. 2015 год. Группа дайверов покоряет глубины близ Мальдивских островов — на судне приплыли на точку сброса, экипировались, погрузились. На 20-метровой глубине внезапно увидели коллегу. Он спокойно плавал у холма, словно кого-то ожидал. Первым делом по привычке Андрей глянул на манометр, фиксирующий давление в воздушном баллоне “найденыша”:

— Будь я на суше, уверен, волосы встали бы торчком: на шкале — менее 30 атмосфер (в заправленном баллоне примерно 200). То есть, даже рвани этот человек наверх с максимальным ускорением (и гарантированно лишись легких), ему все равно не хватило бы оставшегося кислорода. Разумеется, мы помогли коллеге, подняли его наверх. Его корабля даже видно не было. Оказалось, он отбился от своей группы и был снесен течением.

Спустя день Андрей опять нырял. Под водой повстречал группу дайверов из Голландии. Это были настоящие профи, увешанные всеми мыслимыми приборами, датчиками и аппаратурой, вспоминает мастер. Казалось бы, они готовы к любым неожиданностям. Но вышло наоборот:

— Ребята увлеклись, их отнесло течением. Когда уже в густых сумерках поднялись на поверхность серьезно волнующегося моря, их корабль был едва различим на горизонте. С борта этих “туристов” увидеть было невозможно. Чем бы все закончилось, не возьми я голландцев с собой? Скорее всего, их нашли бы, но поздно.

Под водой все решает спокойствие, в очередной раз повторяет Андрей Грядунов. С детства каждый слышал фразу “Не ныряй в незнакомых местах”. Но не все к ней прислушиваются. В свое время на ныряльщиков неизгладимое впечатление произвел фильм “Голубая бездна”. Всем запомнилось противостояние двух величайших фри-дайверов, которые ставили один рекорд за другим и тем самым прославились. Действительно, это было круто. Но в итоге эти двое, ослепленные азартом, полностью отдавшись увлечению, не смогли вовремя остановиться и лишились всего.

— В реальной дайверской жизни нет места рекордам, — говорит Андрей Грядунов. — И это вовсе не малодушие, а скорее дань уважения водной стихии.

СКОЛЬКО СТОИТ СНАРЯЖЕНИЕ?

Вообще, совершенствовать экипировку для подводного плавания можно до бесконечности. Были бы деньги. Существуют базовые комплекты для дайвинга, включающие маску с трубкой, гидрокостюм и ласты, и серьезные — для глубоководных погружений. В какую сумму обходится снаряжение?

• Маска — 80 рублей.

• Ласты — 100 рублей.

• Трубка — 35 рублей.

•  Регулятор — 700 рублей.

• Компенсатор плавучести — 600 рублей.

• Гидрокостюм — 800 рублей.

• Глубиномер — 140 рублей.

• Баллон — 750 рублей.

Разумеется, этот перечень не совсем полный, ведь для того, чтобы соединить все эти разрозненные части экипировки в единую систему, требуется масса мелочей, начиная со шлангов и заканчивая инструментами. Не будут лишними и дополнительные аксессуары вроде ножа, компаса и так далее.

ТОП-3 удивительных находок белорусских дайверов

1
В 2011 году со дна реки Дрисса в Россонском районе совместная команда столичных подводников и археологов подняла древнего идола VI—VII вв. Полутораметровый истукан, отмечают ученые, является находкой мировой значимости. Интересно, что точное место “погребения” артефакта было известно около 20 лет. Еще в 1991 году его случайно обнаружили двое подводных охотников-любителей, но не придали находке особого значения.

2 Летом 2013-го из реки Вихра под Мстиславлем дайверы подняли уникальное рыцарское боевое облачение, которое датируется концом XV — началом XVI вв. Подводных археологов едва не опередили так называемые черные копатели. В частности, российские ныряльщики нашли и успели тайком вывезти из нашей страны меч рыцаря. Вскоре на Вихре развернулась масштабная поисковая операция дайверов и археологов, которые извлекли с 3-метровой глубины все фрагменты отлично сохранившихся доспехов.

3 В октябре 2018 года со дна Немана возле деревни Николаево Ивьевского района всем миром поднимали 8-метровый челн. Дубовая долбленка примечательная тем, что была изготовлена приблизительно в 1500—1510 годах из дуба возрастом около 300 лет. Историки уже нарекли находку археологической сенсацией. Изначально затонувший артефакт обнаружили местные жители, потом их информацию подтвердили и дайверы.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter