Плечо прессы. Без участия журналистов интеграционный процесс представить невозможно.

Значение средств массовой информации для современного человека трудно переоценить. Старшему и среднему поколениям сложно представить свою жизнь без утренних новостей и газет, молодежи – без Всемирной сети Интернет. СМИ сообщают нам о курсах валют и действиях политиков, новых тенденциях и исторических фактах, о событиях, происходящих в отдельных семьях и обществе в целом. Не случайно именно средства массовой информации иногда называют «четвертой властью» за способность формировать общественное мнение. Серьезную роль журналистов в интеграционном процессе союзного строительства отметили и участники научно-практической конференции «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства».

Значение средств массовой информации для современного человека трудно переоценить. Старшему и среднему поколениям сложно представить свою жизнь без утренних новостей и газет, молодежи – без Всемирной сети Интернет. СМИ сообщают нам о курсах валют и действиях политиков, новых тенденциях и исторических фактах, о событиях, происходящих в отдельных семьях и обществе в целом. Не случайно именно средства массовой информации иногда называют «четвертой властью» за способность формировать общественное мнение. Серьезную роль журналистов в интеграционном процессе союзного строительства отметили и участники научно-практической конференции «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства».

В своем выступлении на пленарном заседании, открывавшем работу конференции, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике Франц Клинцевич с сожалением констатировал, что «на сегодняшний день мы не можем быть уверены в эффективности слова, сказанного устами СМИ Союзного государства». Иными словами, информация о процессах объединения наших стран  не всегда доходит до читателей, зрителей, слушателей Беларуси и России. Проблема распространения – одна из первых тем обсуждения участников секции «Союзное государство и средства массовой информации».
Как подписаться на белорусскую газету в России и на какой кнопке белорусу найти телевидение Союзного государства?  Ответить на эти и другие вопросы попытались вместе депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, представители средств массовой информации Союзного государства, сотрудники Секретариата Парламентского Собрания и Постоянного Комитета Союзного государства.
– Нас всех объединяет не только приверженность к идее строительства Союзного государства, но и понимание главной задачи в  информационной  сфере – не просто освещать ход событий союзного строительства, но и активно продвигать идеи единения братских стран, – говорит начальник департамента информационной политики и социального обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Татьяна Ковалева.
Информационная инфраструктура Союзного государства имеет различные виды средств массовой информации: газеты, интернет-ресурсы, журналы и телеканал. На сегодняшний день нет необходимости говорить об увеличении числа союзных СМИ, говорили о качестве. Но как показывает практика, те, кому интересна судьба Союзного государства и кто хотел бы наблюдать за объединительными процессами Беларуси и России, зачастую просто не имеют возможности полистать газеты и посмотреть программы союзного телевидения.

Возможности Всемирной паутины – на благо интеграции

– Невооруженным глазом видно, как стремительно меняются прежние представления о каналах коммуникации и информации, – отметила первый заместитель председателя ТРО Союза Тамара Вятская. – И в связи с этим будущее традиционных СМИ – газет, радио и телевидения – становится, к сожалению,  неопределенным.  Вполне возможно, что вскоре именно Интернет заменит существующую инфраструктуру медиасистем. Как когда-то говорил герой известного оскароносного фильма – через 20 лет будет одно сплошное телевидение, так сейчас может стать сплошной Интернет…
По существу – что главное для потребителей СМИ вообще? Это содержание, предоставляемое прессой или телерадиовещанием. Пути предоставления  очень изменились. Прежде всего сейчас популяризируется на самом высоком уровне цифровизация.
Переход к цифровым технологиям в создании, распространении и хранении информации сам по себе не приводит к появлению новых продуктов и услуг на медиарынке, хотя и означает развитие многочисленных дополнительных возможностей.
Первая возможность – это дигитализация, или перевод содержания СМИ во всех его формах – текстовой, графической, звуковой – в цифровой формат, понятный современным компьютерам. Дигитализация позволяет содержанию легко «транспортироваться» по любому каналу электронной коммуникации. В результате Интернет из сети, прежде просто соединяющей компьютеры, превращается в особую информационную и коммуникационную среду, в которой медиапродукты благодаря своему цифровому формату способны преодолеть традиционные «ограничители» старых СМИ. Ни время, необходимое для распространения печатных изданий, ни финансовые ресурсы, на это затрачиваемые, ни пространство, ограничивающее распространение газеты, телевизионного или радиосигнала, не являются более преградами ни для тех, кто создает информацию, ни для тех, кто ее потребляет.
Важнейшая общая черта новых современных СМИ – это «привязка» к экрану, будь то экран телевизора, компьютерного монитора или экранное окошечко мобильного телефона.
Вторая важнейшая возможность – конвергенция. Ныне термин «конвергенция» используется при описании интегрирующих процессов. Если отвлечься немного в сторону и укрупнить масштаб, то и в наших странах, составляющих Союзное государство, происходит (или должна происходить в идеале) конвергенция. Общие тенденции научно-технического и социально-экономического прогресса обусловливают сближение, то есть конвергенцию, экономик всех стран при сохранении их национальных особенностей.
На профессиональном журналистском уровне конвергенция проявляется в нескольких формах и приводит к слиянию прежде достаточно отдаленных и разобщенных средств массовой информации. Написав один материал, журналист может предложить его и газете, и онлайновому изданию, и телетекстовой службе информации телеканала.
Письма читателей и зрителей, столь популярные в конце прошлого столетия, сегодня уже также не столь актуальны. Современные средства массовой информации все чаще используют Интернет для упрощения обратной связи со своей аудиторией. Любой сегодня может зайти на сайт газеты или телеканала и за несколько секунд отправить электронный комментарий со своим мнением или вопросом и в столь же короткие сроки получить ответ.
Интернет-ресурсы Союзного государства могут стать надежным средством связи парламентариев наших стран с гражданами Беларуси и России. Часто люди, живущие далеко от столицы, не имеют возможности напрямую обратиться за помощью или советом к депутату. Интернет-сайты  союзных СМИ уже начали использовать некоторые возможности Интернета для оперативной обратной связи. Так, к примеру, на сайте ТРО  Союза любой желающий может задать свой вопрос Государственному секретарю Союзного государства Павлу Бородину.
Кстати, сайт Телерадиовещательной организации Союзного государства и телеканала ТРО начал работу 2 апреля 2009 года, в День единения народов Беларуси и России. За это время – чуть больше года – он из информационно-презентационного перерос в информационный портал: на главной и внутренних страницах работают ссылки на сайты основных белорусских, российских и союзных организаций,  в разделе «Телеканал ТРО» можно ознакомиться с концепцией и географией вещания, всей необходимой информацией для потенциальных операторов,  с программой передач и новостями телеканала, видеоанонсами и краткими аннотациями телевизионных программ, созданных по заказу ТРО Союза, есть здесь и радиопроекты ТРО Союза на радиоканалах «Радио России», «Вести ФМ» и «Первый национальный канал белорусского радио», в подразделе «Архив» выложены отдельные видеосюжеты из ежедневной информационной программы «Союзинформ», освещающей все основные политические, экономические и культурные события строительства Союзного государства. В разделе «Телеканал ТРО», в подразделе «Фотогалерея» – уникальные фоторепортажи со значимых мероприятий, проходящих в Союзном государстве.
В скором времени телеканал ТРО можно будет также смотреть в режиме онлайн в Интернете.
В планах участников секции – активное развитие телевизионного и радиовещания в сети Интернет. Интернет-версии различных СМИ уже имели позитивный опыт расширения реальной аудитории и привлечения к информационному потоку читателей и зрителей мира. Средства массовой информации Союзного государства, активно использующие Сеть, – не исключение. Интернет сегодня – хорошая  возможность донести информацию о процессах союзного строительства до молодежной аудитории.
 
Союзное государство – молодым

Участники заседания секции отметили, что даже в самых непростых ситуациях, когда процессы формирования Союзного государства замедляются или ставятся под сомнение, именно журналисты должны поддерживать союзническое мировоззрение братских народов. Любая идеология делает ставки на молодежную аудиторию. Молодежь – будущее любого государства. Не оставить равнодушными молодых людей к объединительным процессам наших стран – одна из самых главных задач средств массовой информации.
О степени влияния СМИ на молодежную аудиторию в Москве на открытии XIV Всемирного Русского Народного Собора говорил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он призывал журналистов осознавать свою ответственность за то, что они выпускают в эфир и публикуют на страницах своих изданий. «Журналисты могут принести огромную пользу обществу и во многом содействовать воспитанию людей, особенно молодых, а могут самым губительным образом разрушать то, что по крупицам будет создаваться в семье, школе и церкви».
По данным социологического опроса, которые представила на заседании секции начальник департамента информационной политики и социального обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Татьяна Ковалева, именно «молодежь обеих стран имеет наименее оптимистичное представление о состоянии строительства Союзного государства и соответственно проявляет в таком строительстве недостаточную заинтересованность».

Итоги

После обсуждения сложившейся ситуации, участниками был предложен список рекомендаций  средствам массовой информации и соответствующим органам власти по совершенствованию роли СМИ Союзного государства в объединении Беларуси и России.   
Необходимым сочли участники секции создание социологического центра, целью которого будет проведение мониторингов аудитории для выработки конкретных положений об интересах целевой аудитории средств массовой информации Союзного государства. А также продолжение работы с информационными партнерами по привлечению средств массовой информации Беларуси и России к освещению союзной тематики. Не остались без внимания проблема подготовки журналистов, специализирующихся на союзной тематике, и необходимость продолжать практику подготовки в вузах Беларуси и России квалифицированных кадров в данной области.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter