На мероприятия по случаю 80-летней годовщины битвы под Ленино съехались белорусы, поляки и россияне

Память не стереть

Ярослав Августиняк из Варшавы на праздновании 80‑летней годовщины битвы под Ленино: «В Беларуси чтят память — в этом плане страна показательна для всех»

Лех Леопольд Евсейчик из Люблина в Горецком районе — частый гость. Десять лет подряд он приезжает на место, где в далеком 1943‑м начинал боевой путь его отец Николай в составе 1-й пехотной дивизии имени Костюшко, которая мужественно сражалась на белорусской земле 80 лет назад. Почтить память 546 польских воинов и 2766 советских солдат, что лежат здесь в братских могилах, приехали делегации из Польши и Беларуси. Говорили об одном: память, сотканную из тысяч жизней, отданных за свободу и независимость, стереть невозможно.

Лех Евсейчик.

Ныне на высоте 215,5 метра над уровнем моря, где 12 октября 1943 года развернулись ожесточенные бои, уникальный музей советско-польского боевого содружества — в форме каски. В нем около двух с половиной тысяч экспонатов: образцы оружия, предметы снаряжения, личные вещи участников боев, а также многочисленные документы и фотографии военного времени. В том числе принадлежавшие отцу Леха Евсейчика:

— Отца давно нет с нами, но его медали, ордена, фронтовые фотографии, документы наша семья бережно хранит. Я этот архив оцифровал, демонстрировал польским школьникам, рассказывал им об участии моего отца в Великой Отечественной войне. В Варшаве, Люблине на памятниках советским солдатам на мемориальных табличках увековечена память тех, кто мужественно сражался на белорусской земле, под Ленино. Мы, славяне, воевали вместе, плечом к плечу. И сегодня должны жить в мире и согласии, ведь белорусы и поляки — «една радзiна».

Александр Макушин.

Помимо поляков и белорусов, на годовщину приехало немало россиян. Среди них москвич Александр Макушин — член Ассоциации историков Союзного государства, эксперт Российского военно-исторического общества. В Ленино он впервые. И приятно впечатлен:

— Спасибо вашему Президенту за то, что так бережно хранит историческую память. Это особенно важно в нынешних реалиях, когда многие пытаются забыть, растащить общую память на некие национальные квартиры. А ведь с самым чудовищным порождением ХХ века — фашизмом — наравне боролись в Великую Отечественную войну представители разных народов: белорусы, русские, украинцы, поляки, эстонцы, латыши, литовцы. Мероприятие в Ленино свидетельствует о том, что белорусы помнят о событиях, которые сплачивали народы.

Побывав накануне в Минске, Бресте, Могилеве, Горках, российский историк обратил внимание на правильную молодежную политику в Беларуси. Молодые люди здесь воспринимают Великую Отечественную войну не как что-то далекое и отстраненное, а как живую связь поколений.

Ольга Добжинска.

19‑летняя полька из города Ленчица Ольга Добжинска уже выучилась на режиссера, но всегда всерьез увлекалась историей. На мероприятии она в форме солдат 1943‑го — девушка занимается военной реконструкцией и пишет исследовательские работы о маршале Рокоссовском, о женах советских военачальников. Ей интересно прошлое, поскольку это то, что объединяет семьи и целые народы:
— В Европе уничтожают памятники советским солдатам. Вот и в моем родном городе с мемориала исчезли звезда и табличка. Но люди по-прежнему несут к монументу цветы. Потому что памятник уничтожить можно, а память — никогда.
Антонина Кравцова.

Об этом говорили все, кто присутствовал на торжествах в Ленино: представители власти, общественности, ветераны… Для жительницы агрогородка Антонины Кравцовой битва под Ленино — еще и личная боль:

— Крышталев Дмитрий Михайлович, — показывает она имя на мемориальной плите, — мой отец, с которым я общаюсь только здесь, у братской могилы. Живым его никогда не видела — ушел на войну, когда мне было всего пять недель.
Ярослав Августиняк.

На 80‑ю годовщину битвы под Ленино приехал из Варшавы Ярослав Августиняк, он входит в Ассоциацию преемников польских ветеранов Второй мировой войны:

— Сегодня на мероприятии так много людей, а ведь это маленький населенный пункт. С болью слежу за стремлением наших польских властей забыть военную историю. Нельзя делить кровь, пролитую за общую победу на востоке и на западе. Отсюда, из Беларуси, шли солдаты освобождать Польшу. С той битвы, в которой принимали участие польские солдаты 1‑й польской пехотной дивизии имени Тадеуша Костюшко, началось братство с белорусами, россиянами, поляками. 
Мы вместе воевали против Гитлера. Нельзя допустить, чтобы молодежь это забывала. А политика нынешних варшавских властей сейчас как раз направлена на это. В школах детям пытаются преподнести ложную информацию. Все это работает на то, чтобы люди забывали исторические факты, войну. О ней у нас очень мало говорят. Беларусь в этом плане показательна — здесь чтят память.
Ежи Кельбович из Варшавы планировал приехать в Ленино с группой, но не удалось:

— Раньше нам помогало наше министерство обороны, были прицеплены вагоны к поезду Варшава — Москва. Этот поезд приезжал на станцию Погодино в Горках. Но сейчас, к сожалению, на такую поддержку от нашей стороны рассчитывать не приходится. На автомобиле тоже проблематично: стоять на границе несколько часов не каждый выдержит. На машине приехал в Тересполь, оттуда в Брест на автобусе, затем поездом до Орши и оттуда на Погодино. Когда ехал на маршрутке из Горок в Ленино, слышал, что люди разговаривают о событиях Второй мировой войны. Я много прожил, но никогда не слышал от наших людей в транспорте, чтобы они разговаривали на эту тему. В Беларуси уважают ветеранов, чтят памятные даты.


Десятилетний Ваня Купалов из Горок возвращается сюда уже не первый год — с классом, с родителями:

— Вместе с мамой изучали историю этой битвы, смотрели карты наступлений. Поразился, сколько народа здесь полегло: белорусов, поляков… Такое забыть невозможно.

Белорусы и поляки повенчаны кровью на полях под Ленино, и никакими политическими трениями этого не стереть из истории, убежден руководитель Могилевского областного историко-патриотического клуба «Виккру» Николай Борисенко:


— Здесь поляки действительно проявили образец героизма и мужества. По воспоминаниям очевидцев, солдаты шли в бой с развернутыми знаменами, одухотворенные, не склоняясь перед пулями. Много их здесь осталось навсегда. 546 — цифра не окончательная. Сейчас мы работаем с польскими, немецкими архивами, чтобы установить точное количество погибших. Насколько вырастет цифра, никто сегодня не скажет — может, на 10 человек, может, на 100. Но поиск мы обязательно продолжим. Память и общее прошлое — то, что объединяет наши народы, и мы должны жить как добрые соседи.


kislyak@sb.by

bizyk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter