Палочка Коха вышла погулять...

Она не знает границ и социальных барьеров.
Она не знает границ и социальных барьеров. Если вы думаете, что минули те времена, когда она называлась чахоткой и считалась неизлечимой, то глубоко заблуждаетесь. Как заблуждалась Всемирная организация здравоохранения, в свое время прогнозировавшая, что к 2000 году заболеваемость туберкулезом уменьшится на планете вдвое. Кривая, наоборот, резко рванула вверх. 3 миллиона жизней - такую скорбную дань собирает чахотка ежегодно.

Лишь в 12 странах мира эта проблема не стоит на повестке дня - там, где в год выявляется менее 10 случаев туберкулеза на 100 тысяч населения, в остальных, в том числе и в Беларуси, - от 40 до 100, а то и больше. Немного успокаивает статистика: за последние три года заболеваемость в местах заключения, главном генераторе заразы, удалось снизить почти на 14 процентов; ситуация с туберкулезом у детей, даже по мировым меркам, у нас очень даже неплохая; борьбу с недугом ведут 5 отечественных институтов и более полутысячи врачей-фтизиатров. Но есть и тревожные ожидания: с начала 80-х, времен относительного благополучия на туберкулезном фронте, положение меняется... Недаром на страницы специализированных изданий вернулось самое древнее название туберкулеза - "белая чума", которая стала одной из главных причин массового вымирания народа в годы царствования Петра I (население России сократилось в ту пору с 14 до 11 млн. человек!).

Вообще-то все мы являемся резервуаром для туберкулезной инфекции. Заразиться можно где угодно: в метро, автобусе, в гостях. Закашлялся чахоточник в автобусе - в воздухе появились небольшие капельки, содержащие инфекцию и способные проникнуть в легкие здорового человека. Приведет ли это к заболеванию, зависит от числа внедрившихся в организм бацилл, а также от вашей иммунной системы. Стрессы, плохое питание, нездоровый образ жизни, нарушение сна - спутники нашей жизни - болезни только способствуют. Да, для здорового человека, получившего палочку Коха, вероятность заболеть активным туберкулезом составляет около 5 процентов, но можно ли говорить о здоровье нации в стране, где в поликлинику абсолютное большинство населения наведывается чуть не ежемесячно? Добавьте сюда принимающую все более угрожающие очертания ВИЧ-инфекцию - она делает иммунную систему беззащитной перед палочкой Коха, увеличивая риск на порядок; сочетание "СПИД плюс туберкулез" для медиков - одно из самых страшных. А также учтите то обстоятельство, что другой фактор риска - близкий контакт с больным - подразумевает не только пресловутые тюремные камеры, в которых медработники МВД усиленно наводят порядок, но и армейские казармы, больничные палаты, круг семьи. По данным профессора Валентина Коровкина, заведующего кафедрой фтизиатрии и пульмонологии БелМАПО, до 50 процентов больных туберкулезом лечатся сначала от пневмонии в обычных больницах, пока им не поставят правильный диагноз и не отправят в тубдиспансер. Недавний пример: 22-летний парень, потеряв из-за ошибки врачей драгоценное время, сгорел от чахотки за пять дней. А ведь его агония начиналась в общей палате!..

Это, так сказать, бытовая сторона проблемы, но есть еще и государственная. В сопредельной России, по словам главного врача НИИ фтизиатрии и пульмонологии Валентина Борщевского, зарегистрировано 2 процента всех случаев "белой чумы" в мире, причем часто речь идет о новой смертоносной болезни - множественной лекарственно-устойчивой форме туберкулеза, которую ВОЗ объявила самым опасным инфекционным заболеванием XXI века. Т.е. новые "проявления" болезни не реагируют на привычные лекарства. Есть сведения, что его носителем является каждый четвертый чахоточник, освобождающийся из мест лишения свободы. За год он может заразить (читай: подписать смертный приговор) более 50 человек. Эксперты опасаются, что, если эпидемию "старого" и "нового" туберкулеза в местах лишения свободы не остановить, к 2010 году Россия окажется перед лицом катастрофы пострашнее чернобыльской: два миллиона инфицированных, помочь которым медицина будет не в силах. Появились и новые группы риска: бывшие осужденные, в которых болезнь "просыпается" лишь спустя 2 - 3 года вольной жизни, а также... "новые русские". Ею они расплачиваются за работу "в режиме стресса", по 12 часов без праздников и выходных, неумеренное потребление табака и спиртного, нехватку времени даже на то, чтобы раз в год посетить рентгенкабинет. Да что там - своих детей не водят в больницу, перепоручив заботу о них горничным. Уже были случаи, когда у ребенка, пришедшего на проверку с двумя телохранителями и няней, врачи диагностировали туберкулез...

Ситуацию в нашей стране фтизиатры оценивают менее драматично, однако признают, что число больных с "приобретенной лекарственной устойчивостью" выросло за короткий срок на треть. Для государства это означает дополнительные (и немалые) расходы. Туберкулез считался дорогой болезнью, когда науке было известно всего три вида "палочки", сейчас же, когда медики бьются над загадкой 30 еще более коварных разновидностей возбудителя, затраты стали неизмеримо выше. Выявление каждого нового больного стоит от 700 до 2.000 долларов, лечение очаговой формы в течение 2 месяцев - 2.000, а некоторые особо тяжелые случаи оцениваются в общей сложности не в десятки - в сотни тысяч долларов... И все же обнадеживает, что и правительство, и медики осознают потенциальную опасность. Два года этой проблемой занимается государственная программа "Туберкулез". В стране действует закон о принудительном обследовании и изоляции больных туберкулезом, ужесточилась политика в отношении тунеядцев, бомжей, беженцев - они также являются "поставщиками" туберкулеза. Больницы постепенно оснащаются малодозными рентген-аппаратами, их по стране уже около 100. Есть и другой показатель, который фтизиатры с полным правом могут поставить себе в заслугу: за весь прошлый год в НИИ пульмонологии и фтизиатрии не было зарегистрировано ни одного случая заболевания среди сотрудников. А ведь это тоже группа риска и, как считалось совсем недавно, одна из основных...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter