Оружейные фантомы

Недавний визит в Минск вице-премьера иракского правительства Хикмата аль-Азави вновь поднял волну обвинений в адрес Беларуси в нелегальной торговле оружием.
Недавний визит в Минск вице-премьера иракского правительства Хикмата аль-Азави вновь поднял волну обвинений в адрес Беларуси в нелегальной торговле оружием. Отметим, что у ряда политиков и СМИ США и Европы это становится "хорошим" тоном. Впрочем, за грозными высказываниями нетрудно различить довольно схематичную логическую конструкцию, не приближающую, однако, общество к истине. А именно: пресса в своих выводах ссылается на некие "заслуживающие доверия источники", а политики "проявляют озабоченность", исходя из тенденциозных публикаций. Следом появляется новая волна "комментариев" со ссылками на предыдущие заявления, но теперь уже делается вывод о возможных санкциях в отношении Беларуси, и так - по спирали.

Меня все это, безусловно, не может не тревожить. И как жителя страны, которую грозятся подвергнуть обструкции и тем самым усложнить и без того нелегкую жизнь моей семьи. И как журналиста, не раз касавшегося вопросов производства и торговли вооружениями. Неужели западные коллеги издали рассмотрели то, что не удалось увидеть нам, местным, так сказать?

Впрочем, что плохого в том, что Беларуси есть что предложить государствам, заботящимся о своей обороне? Огромные арсеналы, оставшиеся со времен СССР, оказались избыточными, и, вместо того чтобы резать танки и самолеты на металлолом, разумнее их продать. Есть в Беларуси и предприятия, производящие наукоемкие узлы и агрегаты для спецтехники, а также продукцию двойного применения, например, тягачи и грузовики. Несколько заводов специализируются на ремонте и модернизации бронетанковой и авиатехники. Кстати, именно в этой сфере сосредоточено значительное число наших "ноу-хау", позволяющих причислять Беларусь к развитым с научно-технической точки зрения странам.

Но как непросто отвоевать заказ у многочисленных конкурентов! Поэтому, например, вызывает определенное удовлетворение тот факт, что партию наших лазерных прицелов общей стоимостью 2 млн. долларов приобрела одна из Скандинавских стран, но не верится, что Беларусь подпольно продала, как сообщают зарубежные СМИ, "арабским, палестинским и албанским террористам" оружие на 500 млн. долларов. Да за такие деньги каждому албанцу или палестинцу можно было бы всучить не то что пистолет или автомат, а и пушку! И уж тем более невозможно было бы утаить провоз такой горы оружия от многочисленных международных наблюдателей и той же прессы.

Вот почему профессионалы, например, руководитель торгового предприятия "Белспецвнештехника" Анатолий Колесников, относятся более чем скептически к сообщениям, что Беларусь находится на 6-м (по другим источникам - на 8-м) месте по экспорту оружия в мире. Рынок, увы, перенасыщен стреляющей и тому подобной продукцией. Да и никакого резона нет предприятию нарываться ради сомнительной прибыли на более чем крупные неприятности, вплоть до международных санкций, пытаясь что-то запродать в обход международных обязательств и национального законодательства Беларуси.

На практике же, пояснил далее Анатолий Колесников, все начинается с тщательного изучения возможного покупателя. Он должен предъявить уставные документы и национальную лицензию на торговлю специмуществом. Естественно, учитываются все ограничения ООН в отношении "проблемных" стран. Важнейший атрибут - сертификат пользователя, который воспрещает реэкспорт спецтехники. Все сведения тщательно проверяются, в том числе с помощью КГБ и МИДа. Наконец, каждая сделка скрупулезно рассматривается межведомственной комиссией при Совете безопасности, в которую входят руководители тех же КГБ и МИДа, Гостаможни, Минэкономики, Академии наук и ряда других ведомств.

Тут следует напомнить, что, как и в любом бизнесе, у вооружений и спецтехники есть собственник - армия, промышленные предприятия. Однако сделки с этим имуществом осуществляются через 4 независимых специально аккредитованных предприятия. Причем все финансовые потоки идут через белорусские банки и абсолютно прозрачны. Предположить, что в этой ситуации некий товар "ушел налево" равнозначно по последствиям для должностных лиц его хищению. Но замолчать такое было бы просто невозможно.

Впрочем, все это не значит, что проблема контрабандной торговли вооружениями не волнует белорусское руководство. По свету гуляет немало спецтехники, поставленной, например, в свое время США, Советским Союзом и другими странами азиатским и африканским режимам, которые уже не существуют. Да что там Африка - достаточно вспомнить недавнее безвластие в некоторых бывших республиках СССР. Сколько оружия оказалось в итоге у преступников - трудно подсчитать. Поэтому нельзя исключить вероятность попыток провезти его либо продукцию двойного применения под видом гражданского товара и через Беларусь, считает первый заместитель председателя КГБ Степан Сухоренко. Другое дело, что все они пресекаются, как, например, это было в случае с вертолетными двигателями. Дело дошло до суда и вынесения приговора.

Позиция КГБ по контролю за продажей вооружений весьма важна в силу двоякости функций комитета. С одной стороны, участвуя в работе упомянутой межведомственной комиссии, он на этом этапе предупреждает незаконные сделки. С другой - специфическими методами отслеживает реальную ситуацию, чтобы не допустить несанкционированных операций с вооружением. Так что более компетентного "источника" по столь пикантной теме трудно и представить.

По словам Степана Николаевича, Беларусь на оружейном рынке заняла нишу, доставшуюся ей в наследство от СССР. Это около 30 небогатых стран Азии и Африки, у которых уже имеется советское или российское вооружение, нуждающееся в ремонте и модернизации. Причем речь идет об исключительно оборонительной технике ограниченного радиуса действия. Поэтому говорить, что Беларусь-де вооружает агрессора, абсурдно.

Это невозможно и потому, что в стране действует стройная система "просветки" всех оружейных контрактов, основанная на Законе "Об экспортном контроле", Концепции национальной безопасности, участии в ряде международных договоренностей по этой теме и других нормативных актах. Если эта система якобы нарушается, то кем, когда, в чем конкретно? Эти вопросы, отметил Степан Сухоренко, белорусская сторона ставила не раз перед американскими конгрессменами, сотрудниками госдепа и спецслужб, с тем чтобы найти виновных и пресечь преступные каналы доставки оружия. Увы, конкретного ответа, как и реального желания сотрудничать, белорусская сторона так и не увидела.

Получается, наши обвинители заинтересованы совсем не в том, чтобы привлечь Беларусь к борьбе с криминальным оружейным бизнесом. Тогда в чем же? Можно предположить, что "оркестрованная" кампания преследует несколько целей. Например, переключить внимание общественности с того факта, что боевики "Аль-Каиды" взращены на американские деньги. Заодно налицо попытка устранить еще одного конкурента на международном оружейном рынке, где США, кстати, уверенно лидируют. Есть и политический подтекст - еще раз публично "выпороть" руководство Беларуси за то, что оно не желает строиться под команды из Вашингтона. Момент, нужно признать, с психологической точки зрения выбран удачно. Западная публика, пунктиком которой является собственная безопасность и права личности, после терактов в Нью-Йорке не склонна подвергать сомнению всевозможные "страшилки", в особенности исходящие от официальных лиц.

"Лицемерием сильного" назвал спекуляции определенных кругов Запада на обывательском страхе Степан Сухоренко. Не очень, может быть, дипломатично, но верно по существу. О чем свидетельствует и тот факт, что ни одна спецслужба мира не заявила о возможных поставках оружия из Беларуси экстремистам.

...Что же касается Ирака, то ставится задача довести товарооборот с ним до 50 млн. долларов за счет исключительно мирной продукции.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter