Операция «Чистый прилавок»

В стране начат крестовый поход против нечестных интернет-торговцев

В Беларуси стартовала кампания по выявлению недобросовестных интернет-торговцев

Интернет-торговля в последнее время развилась до нешуточных размеров. В Минторге подсчитали: по итогам кризисного 2011 года ее обороты увеличились почти до Br 800 млрд., хотя в 2010-м составляли всего Br 354 млрд. Для сравнения: по итогам минувшего года розничный товарооборот торговли через все каналы реализации в фактически действовавших ценах составил Br 10,9 трлн. Но количественный рост не стал тождественным качественному. Число нарушений в этом сегменте, по мнению регулятора, давно превысило все дозволенные пределы. Именно поэтому ведомство решило объявить «крестовый поход» против интернет-торговцев, цель которого — защитить права потребителей и экономические интересы государства.

Сетевики-«разбойники»

Достаточно долго белорусский рынок интернет-торговли существовал вообще без какого-либо контроля, и решение привести его к общему знаменателю вряд ли можно считать неожиданностью. Но вся проблема в том, что регулировать интернет-торговлю — занятие отнюдь не простое. Процесс до боли напоминает хрестоматийную битву с ветряными мельницами. Так, в 2007 году правительство обязало субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю через Интернет, регистрировать доменные имена в доменном пространстве Байнета. Впрочем, этот шаг если и поспособствовал тому, что в национальном сегменте сети Интернет стало числиться больше ресурсов с родным доменом, то не стал означать, что у торговцев прибавилось желания завязать торговать «серым» импортом и осуществлять прием платежей по кассе. Поэтому два года назад были введены новые требования для интернет-магазинов. Юрлиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю через Интернет, обязали регистрировать свои ресурсы в Торговом реестре. В условиях отмены лицензии на розничную торговлю такой шаг посчитали адекватной заменой этому инструменту контроля. Положение предусматривало, что в случае выявления нарушений регистрация интернет-магазина будет аннулирована. Вместе с тем выяснилось, что попасть в Торговый реестр для многих продавцов — это не догма. Ведь торговать можно без всяких ограничений, а в случае, если попадешься на глаза контролирующим органам, заплатить штраф в размере 2—10 базовых величин, после перевести точку на новую площадку и спокойно работать дальше.

До поры до времени интернет-магазинам решили предоставить возможность развиваться самостоятельно, надеясь, что рынок будет регулироваться самостоятельно. К сожалению, этого не произошло. Как полагает заместитель министра торговли Ирина Наркевич, примерно половина ныне работающих в Беларуси интернет-магазинов до сих пор не попала в Торговый реестр, то есть с позиции регулятора они работают нелегально. «В настоящий момент в Торговом реестре числится без малого 4000 магазинов, но не исключаю, что примерно такое же число продолжает работать вовсе без всякой регистрации. Самое неприятное, что подобного рода нарушения — это лишь первое звено цепи. Однозначно такие площадки промышляют и торговлей «серыми» товарами, уклоняются от уплаты налогов и так далее», — пояснила она.

Кот в мешке

Принять меры к урегулированию сетевой торговли Минторг заставили многочисленные жалобы граждан, которые пострадали от недобросовестных виртуальных продавцов. Покупатели в интернет-магазинах действительно сталкиваются с определенными сложностями. Например, отдельные магазины не выдают чеки, или они оказываются липовыми. Покупатели вводятся в заблуждение относительно потребительских свойств товара, отсутствует возможность проконтролировать покупателем, тот ли товар он купил. С конца марта в стране стартовал масштабный мониторинг сегмента интернет-торговли, в ходе которого Минторг уже успел зафиксировать многочисленные нарушения законодательства о торговле, защите прав потребителей и рекламе. «Самые типичные среди них — это отсутствие на сайте магазина требуемых законом реквизитов продавца, указание недостоверных цен, отсутствие информации о наличии товара, его характеристиках и производителе», — перечисляет Ирина Наркевич. При этом замминистра указывает: нынешние проверки имеют самый главный недостаток: они проходят в зарегистрированных виртуальных магазинах — тех, у которых есть все документы, и тех, которые легче всего найти. Что же касается наиболее злостных нарушителей, то инструменты выведения их на чистую воду осложнены несовершенством методологии да и техническими трудностями.

Впрочем, в отношении последнего пункта представители Минторга надеются на улучшение ситуации. По словам представителей ведомства, в настоящий момент готовится ряд нормативных актов, которые должны в значительной мере изменить ситуацию в сфере легализации интернет-торговли. В частности, в Минторге рассчитывают на то, что интернет-площадки, обслуживающие «сетевые» магазины, будут размещать у себя на хостинге только те «прилавки», которые уже зарегистрированы в Торговом реестре. Главное, чтобы площадка руководствовалась простым, но принципиальным правилом: нет регистрации — нет договора на обслуживание. Что примечательно, представители крупных площадок отмечают согласие с позицией регулятора. «Необходимо, чтобы нам законодательно предоставили право проверять наличие таких документов, в противном случае мы сталкиваемся с претензиями наших клиентов: мол, вам-то какое дело, как мы работаем», — объясняет исполняющая обязанности генерального директора УП «Надежные программы» (портал ТUТ.BY) Людмила Чекина.

Анонсируют в Минторге и введение требований об обязательном размещении на главной странице торгового сайта исчерпывающей информации о продавце, образца торгового чека и гарантийного талона, координат регулирующего органа, в который может обратиться потребитель в случае возникновения конфликтной ситуации с продавцом. Как считают в ведомстве, только предоставив покупателю такого рода информацию, можно будет считать, что его права защищены. Пока же граждане просто не знают, куда и кому жаловаться на купленный в интернет-магазине неработающий мобильник или фотоаппарат. Кроме того, в новом законодательстве будет прописана норма, согласно которой продавец должен хранить всю информацию о продаже товаров, потребительских свойствах, наличии товаров на момент продажи в течение двух лет. В этот срок покупатель для защиты своих прав как потребитель может предъявить претензии продавцу.

Представители интернет-бизнеса намекают на то, что есть и другие, более действенные рычаги давления на недобросовестных продавцов. Директор ONLINER.BY Александр Стельмах отмечает: в качестве такового может выступать система отзывов и рекомендаций пользователей, которые в последнее время стали активно внедряться на большинстве площадок. «Владельцы магазинов как огня боятся негативных оценок покупателей и стараются во что бы то ни стало не допустить их, ведь потеря нескольких позиций в рейтинге для них нередко означает и снижение объемов продаж, — поясняет он. — У нас на портале бывали прецеденты, когда уязвленный покупатель выплескивал свои эмоции в негативном отзыве, а учитывая, что отзыв снять может только его автор, продавцу приходилось задабривать его подарками, цена которых в разы перекрывала цену неудачной покупки». Впрочем, не исключена вероятность того, что подобная система может вызвать к жизни волну так называемого потребительского экстремизма. Но представители интернет-сообщества уверены: нашумевший в свое время Указ № 60 довольно четко расписал все параметры распространения информации в Интернете. Когда покупатель будет знать, что за не к месту сказанные слова его также могут привлечь к ответственности, он будет предельно тактичен и корректен.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter