Новый уровень интеграции

В Звенигороде, городе-побратиме белорусского Могилева, прошел постоянно действующий при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России семинар на тему: «Об эффективности механизма формирования и исполнения бюджета Союзного государства», который без преувеличения можно назвать знаковым.

В российском городе-курорте впервые встретились, обсудили накопившиеся проблемы и услышали друг друга представители всех участников бюджетного процесса: российских и белорусских национальных и наднациональных ветвей исполнительной и законодательной власти, исполнители и заказчики союзных программ. Но главное, пожалуй, и это отметили все участники заседания, что российско-белорусская интеграция перешла на качественно новый уровень.

Открывая семинар, председатель Комиссии по бюджету и финансам Дмитрий Саблин напомнил, что, несмотря на трудности, порожденные отсутствием необходимой нормативно-правовой базы, бюджетный процесс постоянно развивался. И что бы ни говорили об объеме союзного кошелька, с 1998 года он увеличился почти в 7 раз и в этом году превысил 4 миллиарда российских рублей, став важным инструментом укрепления межведомственных и межотраслевых российско-белорусских связей.

Из союзного бюджета финансируются важные для обеих сторон программы, сотрудничество в военно-технической, правоохранительной, социальной сферах, в области образования и культуры, охраны окружающей среды. Меры, направленные на ликвидацию последствий ЧАЭС, развитие союзных СМИ и многое другое.

И чем теснее взаимодействие, активнее интеграция, тем больше проблем возникает на пути реализации положений Договора о создании Союзного государства в области формирования и исполнения союзного бюджета. К примеру, ни россиян, ни белорусов давно не устраивает программно-целевой метод его формирования, оценка целесообразности финансирования программ и проектов. Требуют уточнения и функции государственных заказчиков и заказчиков-координаторов при исполнении и реализации союзных программ.

Резкой критике и заказчиков, и финансистов подвергся порядок формирования и использования союзных средств. Досталось и законодателям. Но, как оказалось, не всегда заслуженно. Заместитель председателя Комиссии по бюджету и финансам Сергей Киселев пояснил, что юристам необходима четко сформулированная, учитывающая все нюансы взаимодействия финансистов, заказчиков и исполнителей задача. Только тогда законодатели смогут создать нормативно-правовую базу, которая бы не мешала интеграционным процессам, а помогала их развитию.

Участники семинара согласились с тем, что законодательную базу, регулирующую бюджетный процесс и механизмы его организации, необходимо совершенствовать. Предложили Совету Министров СГ внести на рассмотрение Парламентского Собрания изменения и дополнения в Порядок формирования и исполнения союзного бюджета – с учетом практики последних лет, отрегулировать полномочия федерального казначейства России, внести необходимые дополнения в союзную бюджетную классификацию.

К тому же, по их мнению, Совет Министров должен наконец обратить внимание и на неоправданно затянутые – на годы – сроки согласования нормативных документов в национальных финансовых органах. Речь, в частности, о порядке возврата в бюджет СГ средств, использованных не по целевому назначению или с нарушением нормативно-правовых актов СГ и государств-участников. Необходимо установить жесткие временные рамки исполнения поручений и повысить ответственность за их нарушение.

Представители Постоянного Комитета и национальных финансовых органов напомнили о том, что при работе над бюджетом необходимо учитывать инфляционные процессы. Это позволит не только избежать недофинансирования мероприятий, но и эффективнее использовать сэкономленные средства. Рекомендовали профильной комиссии учесть эту проблему при подготовке союзного бюджета-2009.

Много нареканий со стороны заказчиков и исполнителей вызывают сроки конкурсных отборов исполнителей союзных программ и мероприятий. Однако, по мнению члена Комиссии по бюджету и финансам Вячеслава Новикова, конкурсы – лучший способ избежать коррупции. Поэтому, совершенствуя форму их проведения, необходимо учитывать союзническую специфику выбора заказчиков и исполнителей. Участники семинара пришли к мнению о необходимости уже в этом году разработать специальное положение о проведении конкурсов и поручить Совмину подготовить соответствующий акт.
Представители Счетной палаты РФ и Комитета государственного контроля РБ говорили о значительных, до 50%, долях накладных расходов и неоправданно большом числе участников-посредников при реализации союзных программ. По мнению контрольных органов, Постоянный Комитет, национальные экономические учреждения должны эффективнее регламентировать выделяемые объемы средств. К тому же, не откладывая в долгий ящик, уточнить соответствующие нормативно-правовые акты. 

Всесторонне рассмотрев практику работы над союзными программами, участники семинара критиковали неоправданно длительные, иногда более 2 лет, сроки их согласования. Такое «согласование» порой делает бессмысленным и саму программу, поскольку техническая мысль сегодня развивается с такой скоростью, что подобное промедление отбрасывает Союзное государство на задворки технического прогресса и делает его продукцию неконкурентоспособной на мировых рынках. Нужна новая редакция порядка согласования, которая бы повысила координирующую роль Посткома и ответственность госзаказчиков на каждом этапе подготовки, реализации и использования результатов программы.

Много внимания было уделено регулированию вопросов союзной собственности – материальной и интеллектуальной, возникших в ходе реализации программ, подпрограмм и проектов СГ. Абсурд: собственность есть, а доход, и немаленький, в союзный бюджет не приносит. Участники семинара сочли целесообразным завершить реестр союзных материальных объектов и интеллектуальной собственности уже в этом году. Тем более что Российская Федерация ратифицировала соответствующее соглашение, после чего оно стало законом, который следует неукоснительно исполнять даже российскому Минфину.

Участники рекомендовали Совету Министров СГ в ходе подготовки бюджета на следующий год рассмотреть вопрос о приоритетах бюджетной политики и принципах отбора программ и мероприятий – с учетом их социальной, экономической и инновационной значимости. При этом начальник Аппарата Комиссии по бюджету и финансам Александр Ворощук напомнил финансистам о том, что, к сожалению, в основном сокращается финансирование именно социальной сферы и союзных СМИ. Что, по его мнению, в социальном государстве, строящем единое информационное пространство, недопустимо.

Резкой критике и заказчиков, и финансистов подвергся порядок формирования и использования союзных средств. Досталось и законодателям. Но, как оказалось, не всегда заслуженно. Заместитель председателя Комиссии по бюджету и финансам Сергей Киселев пояснил, что юристам необходима четко сформулированная, учитывающая все нюансы взаимодействия финансистов, заказчиков и исполнителей задача. Только тогда законодатели смогут создать нормативно-правовую базу, которая бы не мешала интеграционным процессам, а помогала их развитию.

Участники семинара согласились с тем, что законодательную базу, регулирующую бюджетный процесс и механизмы его организации, необходимо совершенствовать. Предложили Совету Министров СГ внести на рассмотрение Парламентского Собрания изменения и дополнения в Порядок формирования и исполнения союзного бюджета – с учетом практики последних лет, отрегулировать полномочия федерального казначейства России, внести необходимые дополнения в союзную бюджетную классификацию.

К тому же, по их мнению, Совет Министров должен наконец обратить внимание и на неоправданно затянутые – на годы – сроки согласования нормативных документов в национальных финансовых органах. Речь идет, в частности, о порядке возврата в бюджет СГ средств, использованных не по целевому назначению или с нарушением нормативно-правовых актов СГ и государств-участников. Необходимо установить жесткие временные рамки исполнения поручений и повысить ответственность за их нарушение.

Представители Постоянного Комитета и национальных финансовых органов напомнили о том, что при работе над бюджетом необходимо учитывать инфляционные процессы. Это позволит не только избежать недофинансирования мероприятий, но и эффективнее использовать сэкономленные средства. Рекомендовали профильной комиссии учесть эту проблему при подготовке союзного бюджета-2009.

Много нареканий со стороны заказчиков и исполнителей вызывают сроки конкурсных отборов исполнителей союзных программ и мероприятий. Однако, по мнению члена Комиссии по бюджету и финансам Вячеслава Новикова, конкурсы – лучший способ избежать коррупции. Поэтому, совершенствуя форму их проведения, необходимо учитывать союзническую специфику выбора заказчиков и исполнителей. Участники семинара пришли к мнению о необходимости уже в этом году разработать специальное положение о проведении конкурсов и поручить Совмину подготовить соответствующий акт.

Представители Счетной палаты РФ и Комитета государственного контроля РБ говорили о значительных, до 50%, долях накладных расходов и неоправданно большом числе участников-посредников при реализации союзных программ. По мнению контрольных органов, Постоянный Комитет, национальные экономические учреждения должны эффективнее регламентировать выделяемые объемы средств. К тому же, не откладывая в долгий ящик, уточнить соответствующие нормативно-правовые акты. 

Всесторонне рассмотрев практику работы над союзными программами, участники семинара критиковали неоправданно длительные, иногда более 2 лет, сроки их согласования. Такое «согласование» порой делает бессмысленным и саму программу, поскольку техническая мысль сегодня развивается с такой скоростью, что подобное промедление отбрасывает Союзное государство на задворки технического прогресса и делает его продукцию неконкурентоспособной на мировых рынках. Нужна новая редакция порядка согласования, которая бы повысила координирующую роль Посткома и ответственность госзаказчиков на каждом этапе подготовки, реализации и использования результатов программы.

Много внимания было уделено регулированию вопросов союзной собственности – материальной и интеллектуальной, возникших в ходе реализации программ, подпрограмм и проектов СГ. Абсурд: собственность есть, а доход, и немаленький, в союзный бюджет не приносит. Участники семинара сочли целесообразным завершить реестр союзных материальных объектов и интеллектуальной собственности уже в этом году. Тем более что Российская Федерация ратифицировала соответствующее соглашение, после чего оно стало законом, который следует неукоснительно исполнять даже российскому Минфину.

Участники рекомендовали Совету Министров СГ в ходе подготовки бюджета на следующий год рассмотреть вопрос о приоритетах бюджетной политики и принципах отбора программ и мероприятий – с учетом их социальной, экономической и инновационной значимости. При этом начальник Аппарата Комиссии по бюджету и финансам Александр Ворощук напомнил финансистам о том, что, к сожалению, в основном сокращается финансирование именно социальной сферы и союзных СМИ. Что, по его мнению, в социальном государстве, строящем единое информационное пространство, недопустимо.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter