В семи из семи пар носков есть отклонения по составу, заявленному на этикетке

Носки рвутся в бой

Что бы там ни говорили, а носки являются одной из самых необходимых вещей мужского гардероба. Хотя их обычно и не видно. Но, согласитесь, если они сползают или же протираются, их владельцу становится как минимум неудобно. А уж если еще придется разуться в гостях… Тут дело может дойти до конфуза. Корреспондент «Р» вместе с сотрудниками лаборатории Брестского чулочного комбината выяснила, соответствует ли заявленный на этикетке этого нательного изделия состав реальному. Проверено: в семи из семи случаев есть отклонения.


Сомнения рождает этикетка


Эксперимент начинается в магазине. Заходим в первый попутный торговый павильон и покупаем по паре носков из предлагаемого ассортимента. Разные — детские, для женщин, для мужчин. Даже универсальные нашлись. Различные цвета, рисунки, размеры и производители. В корзине семь товаров. Скоро они превратятся в подопытные образцы. А пока продавец выбивает чек и дает сдачу, изучаем информацию на этикетках.

Есть предположения, что некачественная носочно-чулочная продукция широко реализуется через интернет-магазины.

На маркировке всех семи изделий обязательные для такого рода изделий данные указаны неверно, как говорится, кто в лес, кто по дрова. Что указано неверно, что вовсе не учтено. Например, не на всех образцах есть наименования изделия на русском языке. Та же история с артикулом и сортом. Не везде присутствуют юридический адрес производителя и дата изготовления. Куда спрятали сведения о сертификации? Остается без ответа вопрос и о символах по уходу: в шести из семи случаев они указаны неверно. На последней этикетке значков вовсе нет. Как нам угадать страну-производителя, если информацию о «прописке» товара тоже забыли?

Носки — товар первой необходимости. Более того, это изделие соприкасается с кожей. А значит, к выбору данного нательного элемента гардероба следует подходить с особой тщательностью. Заботящегося о своем здоровье покупателя в первую очередь заинтересует информация на этикетке. Она должна отвечать на все главные вопросы клиента: кто, где, когда, из чего сделал, как за этим ухаживать и кто подтверждает правдивость использованных данных. Производителю качественного товара скрывать нечего, раскладывает на столе участвующие в эксперименте образцы директор Брестского чулочного комбината Сергей Жевнерович:

— Мы не против того, чтобы такие носки продавались. Но тогда равные условия должны быть установлены для всех игроков рынка. То есть тогда не надо требовать от нас соблюдения гигиенических требований по составу сырья, оформления этикетки согласно утвержденным нормам. Мы тоже с удовольствием сократили бы расходы на сертификацию новых артикулов, на внесение изменений в документы, позволяющие торговать своей продукцией на территории Евразийского экономического союза. Но, увы, совесть не позволяет сделать это.

Действительно, бизнесу нужны равные условия. И задача Правительства в этом контексте — создать законные барьеры от проникновения на рынок некачественного товара. Именно «серые» конкуренты нарушают здоровую циркуляцию финансов в экономике, ущемляя права тех, кто работает честно. Но не будем углубляться в философию права и теорию бизнеса. Самое время отправиться в лабораторию.

Эксперимент проходил в лаборатории Брестского чулочного комбината

Не обмануть самого себя


Каждый носок взвешивают и распускают на составные части. Например, в голубом изделии превалирует нить голубого цвета. Это «основа», кладем крупный «клубочек» в одну сторону. Компонент под номером два — белый орнамент. Сложнее всего извлечь эластомерную нить: именно за счет нее носок становится эластичным и удобно держится на ноге. Ниточка эта состоит из так называемого «стержня» и тоненького «волоска» — полиамида или полиэстера.

Чтобы определить соответствие заявленного на этикетке состава реальному, взвешиваем на чувствительных весах каждый компонент. Главный технолог предприятия Татьяна Граматик обращает внимание на возможные уловки непорядочных производителей: 

— Сырье из полиамида и полиэстера получают химическим путем. Однако первый вариант качественнее и дороже, что соответственно отражается на цене изделия. Нередко производители указывают на этикетке полиамид, дабы повысить цену товара, хотя на самом деле используют его дешевый аналог.  

Слова эксперта вот-вот подтвердятся. Помещаем прозрачный пучок «волосиков» в муравьиную кислоту. Растворится — полиамид. Не растворится — полиэстер. Факт налицо: в нескольких случаях образцы, гордо названные в этикетке полиамидом, так и остались «плавать» в пробирке с проверочной жидкостью. 

Несложно выяснить и природу происхождения хлопка. Оказывается, сегодня лабораторными методами научились получать синтетические нити, тактильно и визуально похожие на хлопок как две капли воды. Отличить от искусственного двойника практически невозможно. Однако узнать правду можно. Даже дома.



Так горит синтетика.

Объясняет инженер-технолог Брестского чулочного комбината Наталья Богданович:

— Натуральный хлопок горит подобно бумаге. Сгорает до пепла. Сырье, полученное синтетическим путем, плавится. Самые, так сказать, натуральные из искусственных нитей — это бамбуковая и вискозная. Они будут гореть, как хлопок, так как получены в лабораторных условиях из природного сырья.


В носочной индустрии чаще всего используют хлопок. И о том, что на его добром имени бесцеремонно спекулируют, сигнализируют наши результаты. Например, в составе бежевых подопытных носков производитель указал: 80% хлопка, 15 — полиэстера и 5 спандекса. В реальности же мы получили 68% синтетического волокна, 31% полиэстера и 1% эластана. То есть ни капли натурального. В черных мужских носках нашли и того меньше правды. Заявлено аж 95% хлопка и всего 5% полиамида. На ощупь носки приятные. Но не спешим покупать. По факту выясняется, что 51% — синтетика, 47% — полиамид и 2% — спандекс. Перечислять дальше нет смысла: во всех семи случаях его величество хлопок (заявленный от 80 до 100%, согласно информации на этикетке) оказывался синтетикой. Продуктом химических реакций. Последствия контакта такого волокна с кожей человека известны: повышение потливости ног, зуд, высыпания, неприятный запах.

Тестировать в лабораторных условиях состав носков — задача несложная, главное, чтобы были реактивы

Что делать, спросите вы? Включать занудного покупателя и внимательно читать информацию о товаре, засыпать продавца вопросами. Купив прошедший «кастинг» товар, не полениться найти время и устроить ему «пытку» горящей спичкой. Мне, например, нисколько не было жалко распустить и протестировать любимую модель брестских носков. Так что сейчас отовариваюсь в фирменных магазинах Брестского чулочного комбината в полном спокойствии: хлопок ношу натуральный.

Домашняя лаборатория


Отличить синтетический хлопок от натурального можно в домашних условиях: подожгите распущенный пучок волокна. Если превращается в пепел, сырье натуральное. Если плавится, — искусственное.

В тему


Одна из торговых марок, участвовавших в эксперименте и не прошедшая тест на «профпригодность», широко реализуется оптовыми продавцами для дальнейшей продажи в розницу через интернет-магазины. Вопрос: как данная продукция прошла сертификацию?

hanna.petrachenka@yandex.ru

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter