
Отчества как обязательный элемент присущи только русской традиции именования. После революционных потрясений начала прошлого века эта традиция, будто зонтиком, накрыла народы, объединившие свои судьбы в одном государстве. В результате появились экзотичные туркменские Мяликгулыевичи и Гурбангулыевичи, казахские Мендыбаевичи и Алпысбаевичи, кыргызские Ырысбаевны и Кавылбековны. И даже для более близких филологически белорусов «iмя па бацьку», которое теперь воспринимается как дань уважения к роду и национально–культурная составляющая, в свое время было компонентом наносным.
— У белорусов в дофамильный период в именологической системе были активно представлены патронимы (от греч. патэр «отец» и оним «имя»), восходящие к древнему наименованию, которым называли человека по имени его предков по мужской линии, — проводит экскурс в историю доктор филологических наук, профессор Ирина Гапоненко. — Но с распространением фамилий патронимический компонент постепенно становился необязательным, факультативным. Так, в белорусскоязычных источниках ХIХ — начала ХХ века отмечаются именования, практически исключительно состоящие из имени или фамилии, употребляемых обособленно или совместно, а отчества в их современном понимании и функции отсутствуют. Можно встретить только описательные конструкции вроде «Ясёў сын», «Янко, а бацьку звалi Базыль». Регулярно отчества начинают употребляться при официальных записях имен белорусов с конца XVIII века после включения наших территорий в состав Российской империи.
Большинство белорусов знают, что Александр Пушкин — Сергеевич, Лев Толстой — Николаевич. А на вопрос об отчествах Максима Богдановича, Ивана Мележа или Петруся Бровки они ответят далеко не так уверенно. Профессор считает, что это показатель некоторой искусственности употребления отчества в белорусской языковой культуре:
— Сложно не признать, что официальная паспортная запись довольно далека от реального именования человека в разных жизненных ситуациях. Не исключено, что такой компонент, как отчество, со временем может исчезнуть из белорусской системы именования.
Ситуацию в будущем грозит осложнить и нынешняя мода на необычные имена. Думают ли о внуках родители, называющие своих сыновей Добрыней, Овидием, Ратибором, Адольфом и Фиделем? И как тут не порадоваться, что наше законодательство предусмотрительно дает возможность перемены не только имени и фамилии, но и отчества — раз уж оно должно быть.
Читайте также
Существует также и такая административная процедура, как перемена фамилии, собственного имени и отчества — она может быть осуществлена гражданами нашей страны по достижении ими возраста 16 лет. Ребенок имеет право сам обратиться в отдел ЗАГСа по месту постоянного жительства с заявлением.
— Положительное решение о перемене может быть дано лишь в тех случаях, если на то имеются уважительные причины, — делится тонкостями начальник отдела ЗАГСа администрации Московского района Минска Наталья Филимонова. — Если говорить об отчестве, это могут быть: неблагозвучность или трудность произношения; желание носить отчество по имени отчима, фактически воспитавшего; желание, чтобы оно соответствовало избранной национальности, и другие. При регистрации перемены отчества сведения об отце в записи акта о рождении останутся прежними.
Тут, конечно, возникает вопрос, насколько вообще ценна информация, скрытая за последней буквой в сокращении «ФИО». Не секрет, что мамы–одиночки часто берут ее с потолка, образовывая от имени вымышленного лица... Да и для идентификации личности в современном мире оно дает мало — скорее сработает «ник» в интернете.
Вопросы о том, действительно ли необходимо присвоение отчества и нельзя ли без него обойтись, периодически всплывают и при общении с иностранцами, на родине которых этого элемента попросту не существует. Однако тут специалисты ЗАГСа непреклонны и при регистрации ребенка действуют точно с нашей именословной традицией, закрепленной законодательно. Даже если папу зовут Джоном или Джеком, то при образовании последнего компонента ФИО работает схема «имя плюс окончание».
Вопрос, сохраним ли мы эту традицию в современной мультикультурной реальности, пока открыт. Закон пластичен, и очевидно, если критическая масса запросов наберется, нормы претерпят изменения. Свой вклад тут может внести и наличие двух официальных языков. Уже сейчас филологи констатируют, что в белорусской антропонимической системе «iмя па бацьку» является необязательным.
Кстати
До ХIХ века в России только представители первых пяти высших сословных категорий (канцлеры, статские советники, генералитет) могли использовать полное отчество с окончанием на -ич, типа Иванович. От шестого до восьмого класса (полковники, капитаны, коллежские асессоры и т.д.) — использовали полуотчество с окончаниями -ов (-ев) и -ин — типа Иванов, а остальные не имели права вообще его использовать. И только при советской власти отчества стали всеобщими, обязательными и лишенными социальных различий.
vasilishina@sb.by