Невнимательность, гиперактивность, импульсивность: как родители провоцируют у ребенка схожее с СДВГ поведение


Диагностировать синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у ребенка можно только после наблюдения за поведением в течение минимум шести месяцев. Специалисты изучают информацию о раннем детстве, социальной среде, образовании и других факторах, которые могут влиять на поведение и развитие. Российский психолог Екатерина Тризмина рассказала порталу sb.by, как семья и окружение могут воздействовать на ребенка, способствуя схожему при СДВГ поведению.     

Прежде чем предполагать СДВГ, специалисты выясняют, не являются ли особенности поведения ребенка реакцией на некий стресс, следствием психологической травмы.

Кризисная ситуация в семье, развод родителей, смерть близкого, переезд, переход в другую школу, плохое отношение взрослых (агрессия, игнорирование, равнодушие), конфликты с родителями, учителями, одноклассниками – распространенные причины изменения поведения ребенка.

– Психологический стресс отражается на детях по-разному. Одни закрываются в себе и не подают никаких сигналов о том, что им плохо. Другие, наоборот, становятся капризными, порой наглыми. Вызывающее поведение свидетельствует о том, что психика ребенка не справляется с внешними обстоятельствами – он страдает, бессознательно пытается заглушить свою боль.


Схожее с СДВГ поведение нередко провоцируют завышенные требования со стороны родителей и учителей.

Сниженное внимание, замкнутость, импульсивность, раздражительность могут быть следствием умственного перенапряжения и стресса.

Екатерина Тризмина объясняет, где грань между необходимой требовательностью к ребенку и завышенной:

– Требовать от школьника, чтобы он выполнял домашнее задание, абсолютно нормально. А вот заставлять его пренебрегать отдыхом и все свободное время тратить на учебный процесс нельзя категорически. Иначе велика вероятность, что ребенок получит не знания, а расстройство поведения или даже расстройство психики в целом.  

Еще одна причина импульсивного, неуравновешенного поведения ребенка – дефицит родительского внимания.

Если родитель слишком занят своими делами и проблемами, ребенок, стремясь получить порцию внимания, начинает вести себя шумно, гиперактивно, совершает не характерные для себя поступки: может разбить окно, подраться, сломать что-то и пр. Когда ребенка «становится много», его присутствие уже сложно игнорировать. Взрослый при всем желании не может больше отмахиваться, ссылаясь на дела.

Психолог дает рекомендации родителям, которым из-за загруженности на работе сложно выкроить время для качественного общения с ребенком:

– Даже если вечером валитесь с ног от усталости и из-за неважного самочувствия вам не особо интересно, найдите в себе силы спросить, как дела. Загляните к ребенку перед сном, когда он уже в постели. Поговорите буквально пять минут, поцелуйте, скажите, что любите его. Этот простой набор действий имеет поистине магический эффект: сближает вас с ребенком, дает ему ощущение покоя и безопасности. Когда ребенок чувствует, что любим, это не только благотворно влияет на его психику, но и защищает от психических расстройств.


Неудовлетворенность какой-то важной потребности тоже может менять поведение ребенка.

Далеко не все родители умеют разговаривать со своими детьми – узнавать, что требуется ребенку именно сейчас, искренне интересоваться его желаниями и потребностями, причем не только материальными. Иногда взрослые не учитывают, что многие вещи ребенок еще не в состоянии понять или сделать самостоятельно.

– Например, есть потребность в самовыражении, а знаний, как ее реализовать, недостаточно, либо останавливает страх чужого осуждения. В этих условиях один ребенок уходит в себя и становится рассеянным, а другой, желая привлечь внимание во что бы то ни стало, ведет себя чересчур активно, вызывающе, дерзко.

Подозрения на СДВГ могут возникать и в ситуации, когда ребенок столкнулся с сильной тревогой.

Ребенка может что-то тревожить, но он либо не способен проанализировать, что именно, либо не может объективно оценить масштаб проблемы и, не исключено, делает из мухи слона. В обоих случаях он понятия не имеет, как себе помочь, и в результате внутренних переживаний становится тревожным, беспокойным, импульсивным.

– Многие особенности поведения можно устранить, окружив ребенка любовью и заботой, проявляя искренний интерес и внимание. С СДВГ этих мер, к сожалению, недостаточно – без системной коррекции никак не обойтись.

В следующий раз клинический психолог Екатерина Тризмина расскажет, действительно ли в наше время увеличивается количество детей с СДВГ и можно ли предупредить данное расстройство.

Фото freepik.com

В чем проявляется СДВГ и чем отличается от педагогической запущенности

Какие обследования необходимы при подозрении у ребенка СДВГ  

С какими заболеваниями часто путают СДВГ у детей

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter