В чем проявляется СДВГ и чем отличается от педагогической запущенности


Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это расстройство нервной системы, которое встречается у детей и взрослых. Данное состояние оказывает негативное влияние на жизнь человека: учебу, работу, отношения с окружающими и самочувствие. О симптомах СДВГ и его отличиях от педагогической запущенности, других расстройств порталу sb.by рассказала клинический психолог Екатерина Тризмина (Россия).  

– Главный симптом СДВГ – невозможность концентрироваться на задаче, особенно если она требует усилий или длительного времени.

Люди с данным расстройством часто отвлекаются на мелочи и не могут довести начатое до конца. Им свойственны гиперактивность, импульсивность и беспокойное поведение.

– У детей гиперактивность, как правило, двигательная. Ребенок хаотично бегает, прыгает, при этом не признает правил поведения. Т.е. бегает и прыгает там, где ему взбрело в голову, а не где разрешено. Именно поэтому с гиперактивными детьми так трудно находиться в обществе. Движения могут быть и вполне размеренными (к примеру, хождение из угла в угол). Некоторые дети берут какой-то предмет (ветку, скрученную причудливым образом бумажку и пр.) и, словно в микрофон, разговаривают, сочиняя бесконечный текст. Когда спрашиваешь у ребенка, почему он говорит с данным предметом, отвечает, что для него это слушатель. Описанные варианты движения могут продолжаться часами.

Если возможность полноценного движения (ходьба, прыжки, бег) отсутствует, ребенок с СДВГ может двигать руками, что-то перебирать пальцами, крутить головой.

Уговоры, приказы и запугивания зачастую не действуют.

– Свою невозможность успокоиться дети с СДВГ объясняют именно «невозможностью успокоиться». Так, на вопрос «Почему ты так делаешь (делал)?» пожимают плечами (мол, не знаю) либо отвечают, что не могли заставить себя остановиться, хотя понимали, что ведут себя неправильно.

freepik.com

Обычно дети с СДВГ очень разговорчивы: говорят в режиме нон-стоп в полный голос, не учитывая, в каких случаях следует соблюдать тишину.

У взрослых расстройство тоже проявляется в движении, с той лишь разницей, что у них уже сформировалось понимание «нельзя». Взрослый не будет скакать и прыгать в неположенных местах. Свою потребность в движении он проявляет в перебирании чего-то в руках, суетливых и ненужных движениях. Также взрослые с СДВГ обладают повышенной тревожностью и отличаются крайней неуверенностью в себе.

Детям с СДВГ непросто приходится в школе, потому что им сложно концентрироваться на уроках, выполнять домашние задания. Взрослые с трудом сосредотачиваются на задачах и не могут завершить их в срок – в результате возникают проблемы с выполнением рабочих обязанностей. (О том, какие профессии подходят и, наоборот, противопоказаны людям с СДВГ, портал напишет отдельно. – Прим. авт.).

Психолог обращает внимание, что трудности с поведением и обучением могут быть обусловлены не только СДВГ, но и педагогической запущенностью, некоторыми органическими заболеваниями (задержкой психического развития, умственной отсталостью, шизофренией и др.), психическими расстройствами (гиперкинетическим, аутического спектра и др.).

Педагогическая запущенность – это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности. Проявляется в неразвитости, необразованности и невоспитанности, отставании развития ребенка от его возможностей.

– Педагогическая запущенность возникает в результате ошибок в воспитании в семье и школе, частой смены школ и преподавателей, отрицательного влияния улицы, оставления без надзора – когда ребенок «сам по себе». А при синдроме дефицита внимания и гиперактивности нарушены функции центральной нервной системы. Это серьезное расстройство, которое требует тщательной диагностики и всесторонней коррекции.

В следующий раз психолог Екатерина Тризмина расскажет, какая диагностика необходима при подозрении на СДВГ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter