Синдром дефицита внимания и гиперактивности – серьезное состояние, вызванное нарушением функций центральной нервной системы. Расстройство ухудшает качество жизни человека, поэтому обязательно требует своевременного лечения и коррекции. О том, какие обследования помогут подтвердить или опровергнуть диагноз «СДВГ», порталу sb.by рассказала клинический психолог Екатерина Тризмина (Россия).
Поведенческие проблемы, импульсивность, эмоциональная нестабильность, трудности с обучением у ребенка могут быть вызваны не только СДВГ, но и органическими и психическими заболеваниями, педагогической запущенностью. Для постановки верного диагноза требуется комплексная диагностика, включающая в себя:
1) медицинское обследование для исключения наличия органических заболеваний;
2) психологическую диагностику, которая позволит выявить наличие психических расстройств, таких как депрессия, тревожность, невротические расстройства и другие;
3) наблюдение за поведением ребенка в различных ситуациях – специалист установит наличие или отсутствие симптомов СДВГ, анализируя особенности поведения;
4) изучение истории развития ребенка, включая информацию о его раннем детстве, социальной среде, образовании и других факторах, которые могут влиять на поведение и развитие.
Родителям, которых тревожит состояние и поведение ребенка, в первую очередь необходимо обратиться к педиатру. Важно сдать анализы крови, которые покажут, исправно ли работает щитовидная железа, нет ли других метаболических нарушений. Также необходима оценка слуха и зрения.
– Если ребенок плохо видит или слышит, то может проявлять беспокойство и невнимательность, которые отнюдь не связаны с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, – поясняет Екатерина Тризмина. – Недавно в научной периодике были опубликованы результаты исследования о связи СДВГ и нарушений зрения. Авторы анализировали, как часто встречается данное расстройство при различных патологиях зрения, а также какие именно дефекты характерны. Было установлено, что СДВГ связан с субъективным ощущением плохого видения и функциональными нарушениями зрения. Исследователи полагают, что функциональные нарушения зрения и СДВГ могут иметь единый патогенез.
У лиц с СДВГ повышен риск астигматизма, гиперметропии, косоглазия.
Следующий шаг для родителей, которые подозревают у ребенка СДВГ, – консультации невролога и психиатра.
Осмотр психиатром обязателен, поскольку СДВГ может проявляться в разной степени и иметь различные формы.
Для постановки диагноза СДВГ специалисты должны:
♦ наблюдать за поведением и симптомами ребенка в течение нескольких недель или месяцев;
♦ дать оценку психологического и эмоционального состояния;
♦ измерить уровень интеллектуального развития;
♦ оценить психомоторное развитие и координацию движений;
♦ провести стандартизированные тесты для оценки внимания и гиперактивности;
♦ обследовать ребенка на наличие других медицинских состояний, которые могут имитировать СДВГ;
♦ побеседовать с родителями для анализа семейной динамики и выявления факторов, которые могут влиять на поведение ребенка.
Эксперт рассказала, какое поведение свидетельствует о высокой вероятности СДВГ:
– При СДВГ наблюдается повышенная двигательная активность и беспокойство. Дети регулярно выполняют хаотичные движения: дергают руками и ногами, прыгают, скачут и бегают без цели, стучат по столу, ломают игрушки. Также им свойственна громкая быстрая речь, зачастую с речевыми нарушениями.
Для детей с СДВГ характерна эмоциональная нестабильность, одно из проявлений которой – частая смена настроения: ребенок без повода может резко стать раздражительным, плаксивым, беспокойным. Такие дети отличаются рассеянностью и несобранностью. Так, они часто теряют свои вещи: школьные принадлежности, деньги, ключи и др. Зачастую есть проблемы со сном и аппетитом, режимом дня. Могут наблюдаться и некоторые отклонения неврологического характера.
Екатерина Тризмина пояснила, в связи с чем важна оценка интеллектуального развития ребенка:
– Обычно у детей с признаками СДВГ отсутствуют существенные нарушения в работе головного мозга, что, в частности, и позволило отнести это расстройство к т.н. минимальным мозговым дисфункциям. При постановке диагноза очень важно оценить именно интеллектуальное развитие, чтобы не спутать СДВГ с другими недугами, при которых наблюдаются схожие манеры поведения, но при этом присутствуют существенные нарушения в работе головного мозга (легкая форма умственной отсталости, шизофрения и др.).
В качестве основных средств для диагностики интеллектуального и познавательного развития ребенка специалисты используют тесты на проверку интеллекта.
Высокоэффективный метод – шкала исследования интеллекта Дэвида Векслера. Его преимущество – наличие шкал, определяющих вербальный и невербальный интеллект ребенка, что позволяет с высокой степенью вероятности фиксировать специфические индивидуальные проявления каждого отдельного ребенка, а также отсеивать и исключать детей с иной патологией.
СДВГ часто сопровождается нарушением моторного программирования и контроля, мелкой моторики, низкой скоростью двигательной реакции. По данным научных исследований, такие качества как сила, выносливость, ловкость и гибкость, у детей с СДВГ незначительно отличаются от условной нормы. Однако долго удерживать внимание на одном занятии эти дети могут с трудом. Еще один признак – сложности с равновесием (в частности, им сложнее научиться кататься на самокате, велосипеде). Также присутствуют специфические проблемы, связанные с мелкой моторикой и координацией движения. Отмечается нарушение контроля позы: такие дети не в состоянии долго удерживать тело в вертикальном положении (например, на уроках сидя за партой).
Существует множество медицинских, педагогических и психологических тестов, помогающих при постановке диагноза «СДВГ». Однако эксперт настоятельно не рекомендует родителям проводить их самостоятельно:
– Слишком велика вероятность ошибки. СДВГ – серьезное расстройство, поэтому диагностикой и лечением должны заниматься профессионалы.
В следующий раз клинический психолог Екатерина Тризмина расскажет, с какими заболеваниями часто путают СДВГ.
Фото freepik.comВ чем проявляется СДВГ и чем отличается от педагогической запущенности