С какими заболеваниями часто путают СДВГ у детей, рассказала клинический психолог


Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) без своевременного и качественного лечения значительно ухудшает качество жизни человека. Между тем установить этот диагноз можно только после того, как другие заболевания с подобными симптомами исключены. О том, какие состояния легко принять за СДВГ, порталу sb.by рассказала клинический психолог Екатерина Тризмина (Россия).

– СДВГ может иметь внешнее сходство со многими заболеваниями. Для назначения эффективного лечения необходимо разграничить его с целым рядом вторичных состояний и расстройств.

Важно помнить, что некоторые особенности поведения ребенка могут только казаться симптомами СДВГ, но не быть ими на самом деле.

Эксперт перечислила распространенные причины изменения поведения ребенка:

♦ внезапная перемена образа жизни (развод родителей, смерть члена семьи, переезд);

♦ псевдоэпилептические приступы (в некоторых случаях проявляются в виде психогенных двигательных приступов, наиболее похожих на типичный клонико-тонический приступ при эпилепсии – дрожание конечностей, туловища и клонические движения головы; для психогенных малых моторных приступов характерны активные движение рук и∕или ног);

♦ заболевания, влияющие на работу мозга (шизофрения, аутизм);

♦ беспокойство (если ребенок угнетен внутренними переживаниями, столкнулся с негативным отношением к себе со стороны детского коллектива, педагогов, его поведение может стать излишне беспокойным, а концентрация внимания – снизиться).

Порой за СДВГ родители принимают нормальную, свойственную многим детям – особенно в дошкольном возрасте – высокую двигательную активность, либо проявления индивидуальных особенностей темперамента, акцентуаций характера.

У детей функции внимания и самоконтроля находятся в процессе естественного развития.

– Дети не склонны уделять время какому-то занятию до тех пор, пока не поймут, почему должны это делать. Внимание ребенка тесно связано с мотивацией. Если занятие не увлекает или не предполагает поощрения, то и здоровый ребенок может начать вести себя плохо. Поэтому при диагностике СДВГ обязательный критерий – наблюдение признаков заболевания в поведении не менее полугода.

СДВГ необходимо отличать от специфических трудностей обучения: дислексии (нарушение чтения), дисграфии (нарушение письма) и дискалькулии (нарушение счета).

– Дислексия, дисграфия, дискалькулия часто сопровождаются нарушениями внимания и гиперактивностью, но последние в подобных случаях являются симптомами вторичного характера.

Ученые называют следующие причины дислексии, дисграфии и дискалькулии:

1. гипоксическое повреждение головного мозга (велик риск при неправильной имплантации плодного яйца, анемии и пороке сердца у матери, врожденных пороках сердца у плода, аномалиях развития пуповины, затяжных родах, преждевременной отслойке плаценты, асфиксии плода при родах и др.);

2. токсическое поражение ЦНС (наблюдается при алкогольной и медикаментозной интоксикации, гемолитической болезни плода, ядерной желтухе новорожденных);

3. инфекционное поражение головного мозга (случается, если беременная женщина переболела краснухой, корью, герпесом, ветряной оспой, гриппом и др.);

4. механические повреждения (происходят при родах).

Во внеутробном периоде задержку созревания и функционирования структур коры головного мозга, приводящих к расстройствам, могут спровоцировать:

5. черепно-мозговые травмы;

6. нейроинфекции;

7. детские инфекции (краснуха, корь, ветряная оспа, полиомиелит и др.).

– Часто родители обращаются к специалистам в связи с высокой утомляемостью, низкой умственной и психической работоспособностью, беспокойным поведением, расторможенными и капризными реакциями ребенка.

Высокая утомляемость проявляется в ухудшении настроения, внезапном снижении физической активности – ребенок стремится больше отдыхать, при первой же возможности старается полежать. При низкой умственной и психической работоспособности не хочет делать уроки, заниматься другим умственным трудом, рассеян. При беспокойном поведении в прямом смысле слова не может усидеть на месте («места себе не находит»). Расторможенные и капризные реакции – это состояние, при котором ребенок не способен сосредоточиться на поставленной задаче, несдержан, весел и беспечен, когда нужно выполнить задание. Мало привязывается к чему-либо (нет любимых игрушек, книжек, игр и даже животных), быстро отвлекается на новые впечатления, суетлив и подвижен, на одном месте не удерживается, даже если его призывают к порядку, грозят наказанием. В школе такой ребенок не принимает во внимание правила и даже на уроках стремится играть и веселиться.

В результате обследований может быть диагностирован астенический синдром, который нередко возникает на фоне различных соматических заболеваний (последствия черепно-мозговой травмы, менингита или энцефалита, хронические сосудистые заболевания головного мозга, различные операции, психические, а также онкологические заболевания) и перенесенных инфекций (грипп, аденовирус, краснуха, корь, ветряная оспа, полиомиелит, вирусный гепатит и др.).

– Даже прием некоторых лекарств может отражаться на поведении ребенка. Например, недавно ученые доказали, что препарат от астмы вызывает гиперактивность с синдромом дефицита внимания. Предполагают, что это связано с изменением уровня серотонина или возникновением воспаления на фоне приема антиастматических средств.

В следующий раз психолог Екатерина Тризмина расскажет, как семья, окружение могут способствовать схожему при СДВГ поведению.

Фото freepik.com

В чем проявляется СДВГ и чем отличается от педагогической запущенности

Какие обследования необходимы при подозрении у ребенка СДВГ  


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter