"НЕУД" ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ ИЛИ "НЕУД" ПО ЗДОРОВЬЮ?

Сегодня только каждый третий ребенок абсолютно здоров.
Сегодня только каждый третий ребенок абсолютно здоров.

У остальных ребятишек проблем со здоровьем не меньше, чем у взрослых, а то и больше. Почему? Как уберечь детей от болезней, как сохранить их здоровье?

"Фунт профилактики стоит пуда лечения" - сказал еще великий русский хирург Николай Пирогов. Но и сейчас, полтора столетия спустя, приходится доказывать очевидное. Доктор медицинских наук Нина Лебедева много лет бьет тревогу, призывая не на словах, а на деле заняться здоровьем детей, - ею разработаны уникальные методики, написаны десятки пособий, собраны сотни физкультрецептов, но... "Есть все, - вздыхает Нина Тимофеевна. - А здоровья у школьников как не было, так и нет".

Сам термин "школьные болезни" известен науке с конца XIX века, когда о близорукости, дефектах осанки и нервных расстройствах заговорили как о спутниках процесса обучения. В советские времена об этом феномене благополучно забыли, а когда после развала Союза вспомнили и провели углубленные исследования, то ужаснулись. Сегодня нервные нарушения фиксируются чуть ли не у каждого десятого ребенка, дисгармоничное физическое развитие - у каждого третьего, у каждого второго - проблемы с сердечно-сосудистой системой. Школа сужает и без того небольшой процент здоровых детей до самого минимума: за "одиннадцатилетку" число больных увеличивается в пять раз, в результате более 80 процентов выпускников уже имеют хронические заболевания, а половина из них - целый "букет". Ахиллесова пята подрастающего поколения - болезни дыхательной системы; как считают медики, наши дети не умеют даже правильно дышать. На втором месте идут дефекты опорно-двигательного аппарата; это не просто эстетический минус: плохая осанка - неудобная "квартира" для сердца и легких, особенно опасная для будущих матерей. Последние годы с типично "школьными" недугами соперничают и заболевания пищеварительной системы, которую расшатывают орешки, чипсы, сладкие газировки - любимые детские лакомства на больших переменах... Какой же потенциал у нашей нации, какое нас ждет будущее, если с ранних лет жизнь превращается в одну сплошную историю болезни?

"А как же рекламируемые всюду оздоровительные мероприятия?" - спросите вы. Эффект от них, по мнению Нины Лебедевой, мизерный. Во-первых, потому, что денег на это тратится, мягко говоря, недостаточно: в 1999 году государство вложило в проведение спортивно-оздоровительных мероприятий чуть более 7 (!) рублей на душу населения. Во-вторых, "праздники здоровья" хороши в основном как средство пропаганды, как итог уже сделанного. Вопрос: что делается-то? Сдвоенные уроки физкультуры, занятия, когда в спортивный зал набивается по два-три класса, система нормативов, которыми буквально "душат" подростка, - не показатель либо показатель со знаком минус. Редким исключением из правил была в свое время позиция администрации одной из школ города Дзержинска, где директор построил 3 бассейна, потому что считал, что "все предметы важные, но физкультура - главный". Или пример из дня сегодняшнего: энтузиазм Зои Житько из минского детского сада N 200, у которой физкультура - не нудное занятие для галочки, а увлекательная игра. Скажем, гоняют малыши по залу пушинку своим дыханием: с одной стороны, веселье и смех, с другой - прекрасная оздоровительная гимнастика для легких...

Времена, когда главным было вывести класс на беговую дорожку, давно миновали. Модная сегодня фраза "бег к инфаркту" касается, увы, и наших детей: для них, нездоровых и ослабленных, кросс - далеко не лучший выход. Гораздо полезнее плавание и лыжи, где человеку не надо "нести" свои 50 - 60 килограммов, где ему помогает сама природа. Вообще, медикам неважно, какой вид физкультуры каждый ребенок изберет для себя. Надо просто не потушить врожденную потребность в ежедневном движении. "Что ты стучишь ногами, немедленно прекрати!" - сердится учительница на ученика, а ведь это естественно, если он сидит третий час: во время урока некоторым детям необходимо "бегать под партой", совершая до 34 движений в минуту, поддерживая тем самым кровообращение головного мозга. Потушить эту потребность легко, восстановить - сложно. Старшеклассники, не способные ни разу подтянуться на перекладине и не стыдящиеся собственной хилости, - тому пример.

Каким должен быть полноценный урок физкультуры и вообще, говоря научным языком, двигательная активность в современной школе - Нина Лебедева решила еще 20 лет назад. Сейчас нам диагностируют болезнь, а она предлагает диагностировать здоровье. Это значит четко контролировать, что конкретному организму нужно в конкретный момент: или приборами, позволяющими оценить по ходу занятия какова трудоспособность человека, или с помощью нехитрых методик. Это значит не гоняться за метрами-секундами, а преодолевать свою личную планку; уроки физкультуры дополнить двигательными переменами, где бы ребенок мог выбирать себе занятие по душе; вернуть в школу грамотных врачей и, наконец, научить детей самим оценивать свое самочувствие, хотя бы по пульсу. Программа Нины Тимофеевны уже прошла обкатку в Копыле и Дзержинске. В повестке дня - более широкий эксперимент на базе 18 белорусских школ. Начаться он должен уже с нового учебного года, но соответствующий приказ еще бродит в недрах министерств. Директора школ волнуются, звонят, они пока - самые заинтересованные лица. Между тем, если все пойдет по плану, уже года через три, как обещают авторы начинания, экономический эффект из "фунта профилактики" извлечет и государство в целом. Куда более значительный, чем от "пуда лечения".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter