Наш диплом котируется!

На сегодняшний день Лиссабонскую конвенцию подписали более 50 государств, причем не только европейские, но также США, Австралия, Израиль.
На сегодняшний день Лиссабонскую конвенцию подписали более 50 государств, причем не только европейские, но также США, Австралия, Израиль. Фактически сделан еще один официальный шаг к интеграции нашей республики в мировое образовательное пространство.

Разумеется, это вовсе не означает, что с завтрашнего дня перед белорусами настежь распахнутся двери зарубежных университетов, научных центров и сердца тамошних работодателей. Тем не менее отныне ни различия в сроках обучения, ни особенности образовательных программ не могут быть основанием для непризнания белорусских дипломов, аттестатов и свидетельств в странах - участницах конвенции. Более того, теперь уже не обладатель белорусского документа об образовании, желая продолжить обучение или получить работу за границей, должен доказывать, что его документ соответствует требованиям иностранного государства. А совсем даже наоборот: в случае чего, официальным органам иностранного государства придется доказывать, что предъявленный диплом не соответствует требованиям данной страны из-за существенной разницы в содержании обучающих программ.

- Собственно говоря, особых проблем с признанием белорусских документов об образовании не возникало и до присоединения к конвенции, - говорит директор Национального центра признания дипломов Сергей Ветохин. - Просто теперь этот процесс пойдет быстрее и проще, а к обладателям наших дипломов будет меньше вопросов. Национальный центр имеет контакты со всеми странами мира, и заключения белорусских экспертов являются вполне авторитетными. "Рекламаций" на наши дипломы не поступало ни разу. Другое дело, что некоторые пытаются схитрить, к примеру, свой диплом о 4-летнем высшем образовании (есть в республике такое) за границей "продать" как образование на уровне магистра. Или представляют нелегально переведенные дипломы, в которых искажено название учебного заведения. Такие прецеденты случаются и оборачиваются большими неприятностями для тех, кто пытается обойти закон.

Итак, есть надежда, что с подписанием Лиссабонской конвенции для многих белорусов поиск и получение за рубежом хорошей работы по специальности значительно упростится. Однако рассчитывать на автоматическое признание документов об образовании не приходится. Европа стремится унифицировать систему высшего образования и к 2010 году перейти к двухступенчатой подготовке квалифицированных специалистов. В Беларуси это, похоже, будет выглядеть так: через 4 года обучения в вузе присваивается степень бакалавра, еще один год учебы и ты - специалист, ну а те, кто грыз гранит науки 6 лет, получат магистерскую степень. Первых студентов, которые учатся по такой схеме, в порядке эксперимента год назад набрал БГУ.

- Кроме того, каждая страна должна обеспечить объективную оценку качества знаний и то, что напрочь отсутствовало в Советском Союзе, - соответствие диплома характеру обучения, - говорит ректор Республиканского института высшей школы БГУ Василий Стражев. - То есть коль записано в документе "инженер", значит, и знания у человека на 75 процентов должны быть инженерные. В ближайшие год-два мы планируем начать эксперимент по введению в высшей школе принятой в Европе кредитной системы. Это формальная процедура количественной оценки выполненного студентом в учебном году объема работы, позволяющая отойти от жестких учебных планов. Более того, если студент решил продолжить обучение в другом вузе, в том числе зарубежном, уже накопленные кредиты засчитываются по новому месту учебы. Но самое для нас на сегодняшний день главное и, кстати, самое трудное - наладить самостоятельную работу студентов. В советские времена все попытки окончились неудачей. При нынешнем уровне развития информационных технологий есть шанс на успех. Думаю, за 5 - 7 лет мы сможем преодолеть различия в подходах к организации учебного процесса в высшей школе нашей страны и европейских государств.

По мнению экспертов, еще одной проблемой для Беларуси является либерализация высшего образования. Трудно сказать, когда университетская автономия, академические свободы, право стремиться к знанию ради знания, руководствуясь при этом только поиском истины, станут реальностью для отечественных учебных заведений. Но рано или поздно жизнь заставит пересмотреть принципы управления высшей школой республики. Многие из них остались еще с советских времен, когда в моде был принцип демократического централизма и однозначно не в моде - обучение "во французской стороне, на чужой планете". Сегодня стремительно набирает силу новое явление - транснациональное образование. Насколько стремительно, судите сами: если 20 лет назад в мире насчитывался миллион иностранных студентов, то на границе веков - 2,3 миллиона, сегодня из каждых 100 "мучеников науки" двое - ваганты. Современные студенты все чаще получают образование, "мигрируя" по университетам разных стран. Скажем, пару лет в Германии, еще год во Франции, потом - в Англии. А потом - почему бы не в Беларуси?.. Со временем возможность получить своего рода международное образование появится и у наших ребят. Сколь успешным будет процесс интернационализации отечественной высшей школы, в немалой степени зависит именно от того, насколько демократичной станет академическая жизнь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter