Монументалист империи

Мозаичные композиции петербургского Исаакиевского собора были созданы одним из самых выдающихся белорусских художников ХІХ столетия, несправедливо забытым в веке ХХ

Мозаичные композиции петербургского Исаакиевского собора были созданы одним из самых выдающихся белорусских художников ХІХ столетия, несправедливо забытым в веке ХХ

Имя Никодима Силивановича было возвращено из забытья известным белорусским искусствоведом, профессором Л. Дробовым в 70-е годы прошедшего столетия.

Никодим Силиванович родился в 1834 году в деревне Цинцевичи Вилейского уезда. Его отец Юрий числился в реестре так называемых «государственных» крестьян, то есть не был в крепостничестве, а считался свободным. Помимо будущего художника в семье было еще шестеро детей. Никодим, когда ему исполнилось 12 лет, чудом получил возможность обучаться в молодеченском училище для дворян, где впервые проявилась его склонность к изящным искусствам.

Когда после окончания училища он нанялся гувернером в дом одного из местных помещиков, тот заметил и оценил художественные способности молодого человека. И не только заметил: на свои средства направил Никодима учиться в Рисовальную школу в Санкт-Петербург.

В 1859 году Силиванович поступил в Императорскую академию искусств – тогда святая святых всей российской художественной жизни. Преподавали там такие «зубры» искусства, как Ф. Бруни, А. Марков, Т. Нефф, а однокурсниками Силивановича были И. Крамской, В. Верещагин, П. Чистяков. Но Никодим не потерялся в столь солидной компании, хорошо зарекомендовав себя в первую очередь как портретист.

По возвращении на родину Силиванович долго не мог найти применения своему дару, испытывая крайнюю нужду в средствах. Поэтому, когда Лидское уездное управление пригласило его оформлять храмы, он ухватился за  это предложение двумя руками. Тот момент в его судьбе стал переломным – отныне вся его дальнейшая творческая жизнь так или иначе была связана с оформлением храмов. Именно эта работа принесет ему в дальнейшем самую большую художественную славу. Хотя художник не оставлял и жанр портрета.

Еще во время оформления церковных храмов в Лидском уезде Силиванович увлекся мозаикой и остро почувствовал недостаток знаний в этом жанре. Но совершенствоваться в этой технике на родине тогда возможности не было. На счастье, именно в то время, когда он вернулся в Санкт-Петербург, там начиналось мозаичное декорирование интерьера грандиозного Исаакиевского собора. Для подготовки художников к работе по его оформлению Ф. Бруни открыл в академии отделение мозаики, куда и пригласил в числе первых своего  талантливого ученика из Беларуси.

Так Силиванович целиком посвятил себя монументальному искусству.  В 1874  году он вместе с художником И. Лаверецким блестяще завершил для главного иконостаса Исаакиевского собора мозаичную композицию «Тайная вечеря», которая потрясла современников. Там же, в Исаакиевском соборе, Силиванович создал грандиозное мозаичное панно «Поцелуй Иуды» по картине Карла Брюллова. Над этой мозаикой он проработал вместе с помощником Михаилом Щетининым целых десять лет. За выдающиеся достижения в искусстве мозаики Силиванович был  избран академиком живописи.

Мозаика «Поцелуй Иуды» выставлялась в Берлине, Копенгагене  и Париже, где находится Собор Парижской Богоматери, и имела небывалый успех. По существу, в искусстве мозаики Силивановичу тогда не было равных в России, поэтому он стал главным монументалистом империи, получил чин титулярного советника, что не только давало крестьянскому сыну личное дворянство, но и существенно повышало материальное благополучие. Кроме того, Силиванович был награжден орденами Святого Станислава ІІІ степени и Святой Анны ІІІ степени. В Российской империи такие награды давались тогда очень немногим художникам.

В 1885 году он был назначен старшим художником-мозаичником  Императорской академии искусств и стал, таким образом, как бы сказали сегодня, «куратором» мозаичного искусства всей империи.  И лишь в 1898 году, из-за резкого ухудшения зрения, ушел на пенсию.

Работая над мозаичными панно, Селиванович находил время и для занятий портретом и станковой живописью. Среди его живописных произведений того периода наибольшую известность получила картина «Заключенный», которая экспонировалась даже в далекой Филадельфии (США). В 1890-м он выставляет в Санкт-Петербурге лучшие свои живописные произведения – «Студия литовки Ёзнаса», «Дети во дворе».

В начале нового тысячелетия сразу после смерти жены Силиванович переехал жить на родину супруги – в литовский  городок Берштонис. Он еще раньше построил здесь собственный дом, но переехать туда на постоянное жительство смог только через 20 лет.  От брака с   Пелагеей Пранцкевич  – свояченицей его знакомого Игнатия Квинты (в 1901 году она умерла от чахотки) у Силивановича осталось четверо сыновей. После кончины жены художник воспитывал детей сам. Их, кстати,  можно увидеть на  его картинах «Дети во дворе», «В школу». Но только старший  – Стефан – пошел по отцовским следам – он также окончил Императорскую Академию искусств, стал хорошим карикатуристам, занимался живописью и фотографией.

В Берштонисе художник прожил до начала Первой мировой. При приближении немцев бежал в Петроград. Но когда началась революция, решил вернуться в Берштонис. Однако этот милый городок Силивановичу уже не было суждено увидеть. По дороге в Литву художник заехал на родину, в Цинцевичи. Ехал на место, где появился на свет Божий, чтобы именно там и оставить его навсегда, – 21 мая 1919 года его сердце остановилось.  Где точно находится могила Силивановича, неизвестно.

Большинство картин Силивановича хранится в Литве, где он прожил последний период своей жизни. В Беларуси в Национальном художественном музее есть лишь одна работа художника – «Солдат с мальчиком». Долгое время эта картина была и единственным известным в Беларуси произведениям Силивановича. Но несколько лет  назад в одном из католических храмов Вилейского района исследователи отыскали созданный им образ «Чудо святого Антония Падуанского», написанный по сюжету великого испанского художника XVII cтолетия Б. Мурильо. Нет сомнений, что впереди нас ждут встречи и с другими произведениями  Силивановича, ведь он немало времени отдал когда-то росписи  многих белорусских  храмов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter