Михаил Высоцкий: «Запомните меня таким...»

Гениальный конструктор, основоположник белорусского грузового автомобилестроения оставил яркий след в истории.

Гениальный конструктор, основоположник белорусского грузового автомобилестроения оставил яркий след в истории. Свой путь к вершине профессионализма он начинал простым слесарем. Может быть, поэтому несмотря на известность, личное знакомство со знаменитостями и огромное количество титулов и наград, он умудрялся оставаться простым, доступным для общения, светлым человеком.

Домик в деревне

Деревня Семежево в Копыльском районе Минской области известна своим колядным обрядом «Цари», который недавно внесен в Список нематериального мирового наследия ЮНЕСКО. Но есть тут и другая достопримечательность – дом-музей Михаила Высоцкого. Наличие такого объекта при жизни несколько смущало самого героя, поскольку был он человеком на редкость скромным. Но для Копыльщины Высоцкий – личность легендарная. Говорят, что смириться со своей прижизненной «музеефикацией» Михаил Степанович смог только потому, что решил – его пример нужен сельским ребятам. Он верил, что многих мальчишек и девчонок из сельской глубинки его пример вдохновит на учебу, поможет понять, что основное в жизни – это настойчивость и стремление к достижению цели, даже при самых скромных «стартовых позициях». Главные посетители этого необычного музея – деревенские ребята, ученики сельских школ района и Минской области.

Все начиналось с паровоза

В детстве, еще до войны, Миша мечтал стать машинистом. Настолько его поразил увиденный на железнодорожной станции пыхтящий и гудящий состав. Но мечта эта сбылась в «модифицированном виде» – Михаил Высоцкий стал одним из первых конструкторов автопоездов, самый знаменитый из которых – автопоезд под названием «Перестройка». Но до этого многое произошло в его жизни. Пережив оккупацию, подростком Михаил пешком, через сожженный Слуцк, пришел в Минск, чтобы принять участие в строительстве МАЗа. Одновременно с этим поступил в автомеханический техникум. В те полуголодные годы приходилось вместе с друзьями разгружать вагоны, чтобы как-то прокормиться. Кстати, соседи по комнате ему попались тоже целеустремленные. Михаил Лавринович впоследствии стал генеральным директором объединения «БелавтоМАЗ», а Михаила Слюнькова ждала должность первого секретаря ЦК КПБ.

Мужик в телогрейке

Встречаться со знаменитостями Михаилу Степановичу приходилось не раз и не два. Причем перед громкими именами он, как правило, не пасовал и, если надо, упорно отстаивал свою точку зрения. Часто смеялся, вспоминая свое первое знакомство с Королевым в 1957 году  на окраине Москвы. Тогда белорусы сопровождали свои прицепы, на которых была смонтирована система управления и энергообеспечения запуска первого в мире искусственного спутника Земли.

– Что-то заело в одном из прицепов, образовалась задержка, – рассказывал Михаил Степанович. – Понятное дело, все нервничают, я тоже сам не свой. И тут прибегает какой-то мужик в телогрейке, начинает орать: «В чем дело, почему возитесь?» Ну я его и послал подальше. Иди, говорю, не мешай работать!

Что называется, поговорили... А мужиком в телогрейке оказался сам Королев, с которым впоследствии Высоцкому еще довелось встречаться. Зла друг на друга не держали – рабочий момент он рабочий момент и есть.

Здоровый авантюризм

В 1970-е годы Высоцкому пришлось снова испытать судьбу. Вспоминая о том, как на свой страх и риск через всю страну гнал в пыли до Москвы новый автопоезд, Михаил Степанович обычно лихо улыбался. Да что там «до Москвы»!!! Белорусские большегрузы приехали к самому Кремлю.

В те годы Высоцкий, уже главный конструктор Минского автозавода, со своей командой разработал первые в СССР магистральные автопоезда. Технические характеристики не уступают зарубежным. Тем не менее Минавтопром запрещает их производство, несмотря на одобрение тогдашнего Председателя Совета Министров СССР Косыгина. Детище коллектива под угрозой, и Высоцкий принимает решение, которое при неблагоприятном стечении обстоятельств могло стоить ему не только карьеры, но и головы. Он отправляет машины своим ходом, причем автопоезд прибывает почти в Кремль, под Спасскую башню. Заметим, это было время, когда крупногабаритным машинам категорически запрещалось въезжать даже в пределы Садового кольца. Удивительно, но судьба была благосклонна к конструктору. Посмотреть на машины вышел сам Косыгин, похвалил заводчан за хорошую работу, выделил деньги на производство и лично поручил пустить машины «в серию». Из Москвы уезжали победителями. В 1974 году Михаил Высоцкий за создание нового вида автомобильного транспорта – большерузных дорожных автопоездов – был награжден орденом Ленина.

Человек-эпоха

Главным конструктором Минского автозавода Михаил Высоцкий стал в 33 года. Но именно с его именем связаны наиболее значительные достижения МАЗа: разработка принципиально новой компоновки большегрузных автомобилей «кабина над двигателем», впервые реализованная в МАЗ-500 (серийный выпуск с 1965 года), которая в дальнейшем получила распространение во всем мире. Можно сказать, что Высоцкий – это целая эпоха в грузовом автомобилестроении не только Беларуси, но и СССР. Под его руководством создано шесть поколений грузовых автомобилей грузоподъемностью от 8 до 250 тонн, более 100 моделей автомобильной техники. Выдающимся достижением является создание знаменитой в свое время модульной конструкции автопоезда МАЗ-2000 «Перестройка». Этот экспериментальный автомобиль принципиально новой компоновки был признан автомобилем XXI века, получил золотую медаль на парижском Большом салоне автомобилестроения 1988 года и запатентован в пяти странах.

До этого, в 1972 году, белорусский конструктор умудрился лично познакомиться с Генри Фордом. Причем из-за него автокороль США даже распорядился повторить парад техники. Дело было в Вашингтоне на международной выставке автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта. Советская делегация во второй день мероприятия была принята Генри Фордом вторым. Тот поинтересовался, как гостям понравился парад техники. Все как воды в рот набрали, потому что на самом деле делегация к открытию опоздала. Один Высоцкий решился объяснить, в чем дело. И Форд распорядился специально для них парад повторить. Конечно, от руководства конструктору потом за наглость попало «на орехи». Но удовольствие от зрелища того стоило!

И это все о нем

В 2002 году постановлением Совета Министров Высоцкий был назначен генеральным конструктором по автомобильной технике Республики Беларусь. С мая 2006 года он генеральный директор государственного научного учреждения «Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси», ведущего научного и инновационного центра Беларуси в области механики. Перечесть титулы и звания – не хватит газетной полосы. Академик Национальной академии наук, Герой Беларуси, член Международного общества инженеров-механиков, главный редактор международного научно-технического журнала «Механика машин, механизмов и материалов», почетный гражданин города Минска – все это Михаил Высоцкий. А всем белорусам он еще известен как конструктор удобного городского автотранспорта. Ведь именно Высоцкий является одним из инициаторов организации на МАЗе отечественного крупномасштабного производства автобусов и руководителем создания первых моделей совместно с немецкой фирмой «Неоплан» в 1992 году. Это стало основой современного производства по выпуску унифицированных автобусов. Сейчас мы не только полностью обеспечиваем потребности страны, но и экспортируем эти машины за рубеж.

Голос сердца
Михаил Степанович Высоцкий успел встретить свое 85-летие, но прожил после дня рождения всего 15 дней. Из-за болезни, он даже не смог присутствовать на торжественном мероприятии в Академии наук. Однако друзья и коллеги услышали его бодрый голос – специально записанное аудиообращение. За всю жизнь Михаил Семенович дал бесчисленное количество интервью и был любим журналистами за открытый характер, общительность и неизменный оптимизм. Эти качества оставались с ним до самого конца.

– Всем сердцем, всей душой я сейчас рядом с вами – рядом, но не вместе. – сказал Михаил Семенович в своем обращении. – Хотя больше всего на свете хотел бы пожать руку, обнять и поблагодарить за добрые слова, теплые приветствия и высокие оценки моего труда. Коварная болезнь лишила меня такой возможности, сегодня я сам себя не узнаю в зеркале, а хочется, чтобы вы запомнили меня таким, каким я был раньше. Но как бы печально ни звучало это мое признание, я счастлив в этот день, слушая и видя вас (как я благодарен за такую возможность!), подводя вместе с юбилеем итоговую черту моей жизни. Я счастлив, потому что моя 10-миллионная страна вправе сегодня называться мощной машиностроительной державой, которая производит свои автомобили, карьерную технику, тракторы, комбайны, автобусы. Потому что и мой труд вместе с орденоносными коллективами заводов, вместе с легендарными директорами, конструкторами, инженерами, рабочими влился в осуществление нашей общей цели. Я радуюсь, приезжая в родное Семежево (вы слышите меня, земляки?), высоким урожаям, растущим год от года, новому облику этого агрогородка, цветущим Копылю и Слуцку, где у меня много друзей.

Каждой весной в День Победы я был счастлив идти в первой шеренге ветеранов рядом с Президентом и его сыновьями. Помню его пребывание в нашем институте и такую нужную поддержку в трудное время (мы ее оправдали). Высшую награду нашей Родины – Звезду Героя – я получил из его рук. Передайте мою благодарность за поздравление и еще передайте, что я горжусь им, как своим сыном. Теперь я уже могу позволить такую непротокольную формулировку. Я благодарен правительству Республики Беларусь и руководству Академии наук за предоставленную мне возможность трудиться в родном институте до сегодняшних дней и объявленную благодарность к 55-летию института. Я вижу сегодня в зале элиту нашей национальной науки. Это наша надежда, наше будущее. Я представляю, сколько успеют сделать наши ученые за долгую творческую жизнь, которую я каждому желаю. Я думаю, что за это время, что мне еще отведено, успею отдельно поблагодарить дорогих заводчан, коллективы и организации, от которых сегодня получил поздравления. Дорогие мои! Живите долго, счастливо и плодотворно. Я уношу с собой как подарок судьбы в этот день ваши слова, улыбки, пожелания. Как я рад, что услышал их еще при жизни! Спасибо вам!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter