Источник: Знамя юности
Знамя юности

Оскар, Теодор и Габби: как живется лабрадорам-спасателям

Лучшие напарники

Завтра воспитанники Кинологической службы Республиканского отряда специального назначения МЧС вместе с другими спасателями будут принимать поздравления с профессиональным праздником. У каждой собаки своя история и темперамент, но объединяет их одно – желание помогать людям.

К службе «годен»


На службе в отряде специального назначении шесть лабрадоров. Нынешнее второе поколение постепенно сменяло предшественников, и так вышло, что среди новичков оказались собаки одной породы. Живут четвероногие спасатели в просторных вольерах, а их воспитанием занимаются опытные кинологи.

У Оскара, Теодора и Габби палевый окрас, а у Айсы, Киры и Даны – черный. Специалисты уверяют, что различаются они не только по цвету, но и по темпераменту. Оскар всегда бежит напролом, Габби, на­оборот, очень спокойная, сначала подумает и найдет более безопасный путь. Айса – самая младшая, но уже рвется в дело, а Теодор – местный сорвиголова, у него много энергии, по­этому его сложно дрес­сировать. Кроме разной внешности и характеров, у всех собак свой путь на службу. Начальник кинологической службы Игорь Апанович помнит, как в отряде появился каждый питомец. Нескольких закупили в киноло­гических центрах, кого-то брали у заводчиков.

Но у собак, как и у людей, есть понятие «годен» – «негоден». Чтобы определить, справится ли животное с большими нагрузками и сможет ли научиться искать пострадавших, в первую очередь изучают родословную. Если у щенка родители «служили», то на генетическом уровне могут быть заложены необходимые в работе спасателя качества:

– Оптимально начинать обучение с четырех-пяти месяцев. Важно, чтобы к этому времени пес был хорошим апортировщиком, с охотой приносил предметы. Животное не должно прятаться при малейшем шорохе и скрипе дверей, пес должен адекватно реагировать на любые звуки.

Есть контакт

После окончания университета Игорь Кудяшев год провел в Слуцке, потом перевелся в Минск, где ему предложили должность спасателя-кинолога. Вначале многому пришлось учиться, до этого с собаками парень не работал:

– Любопытство было сильнее страха. Осваивал все на практике, перенимал опыт старших коллег. Мой приход на службу совпал с появлением новой собаки – Теодора. Ему тогда было 11 месяцев, и он ничего не умел, поэтому сама судьба велела нам держаться вместе. Вот уже больше трех лет мы идем в одной упряжке.


Игорь вспоминает, что Тео, так ласково он называет пса, очень любил показывать характер. По натуре – непоседа, чтобы обучить его командам, потребовалось много времени и сил. Вначале, при виде других собак, Теодор бежал к ним и никого не слушал, ему хотелось гулять и резвиться. Кинологу и собаке важно установить контакт, для этого нужно постоянно быть рядом:

– Три месяца после нашего знакомства каждые выходные мы проводили вместе. Я забирал Тео домой и по вечерам много с ним разгова­ривал, объяснял, что мы одна команда. Теперь стоит мне только показаться на горизонте, лабрадор чуть ли не выпрыгивает из вольера, так рад видеть.

После установления связи в паре можно приступать к общему курсу дрессировки. Лабрадоров начинают учить самым простым командам с пяти месяцев: «рядом», «сидеть», «лежать». Время, за которое собака освоит элемент, назвать нельзя, все зависит от характера. Опытный инспектор-кинолог Андрей Крученков обратил внимание на то, что команды «сидеть» и «дай лапу» собака учит быстрее команды «лежать» или «стоять».

На следующем этапе обучения задачи усложняются, четвероногий должен научиться проходить препятствия: подъемы, углубления, неровные поверхности. Дрессировочную полосу кинологи называют психологической проверкой, во время которой животное борется со страхами и готовится к специальному курсу – заверша­ющему этапу подготовки. На мини-полигоне десятки имитаций, которые максимально приближены к реаль­ности: горы арматуры, завалы из бе­тона и деревянные шалаши. Когда четверо­ногий спасатель видит похожие ситуации при чрезвычайных происшествиях, у него сразу включается желание действовать.

Оскар, за работу!

Андрей Крученков раскрывает секрет: обучение строится на том, что собака воспринимает тренировку как игру. Но лабрадоры-спасатели прекрасно понимают, когда их вызывают на реальное происшествие. Животные все чувствуют, считывают вол­нение кинолога, слышат звуки сирен и настраиваются на работу.

Инспектор-кинолог не любит говорить о том, какая порода лучше приспособлена к экстремальным ситуа­циям, и уверяет, что любого пса можно обучить. Но многие собаки не могут работать спасателями:

– Если в крови кавказской овчарки заложено охранять овец и защищать их от хищников, она и будет этим заниматься. Для работы на завалах кавказец очень тяжелый и массивный, иногда весит больше спасателя. Из-за короткой морды на службу не возьмут и французского бульдога, он не может долго удерживать запахи. А обоняние – главный инструмент поиска у собак.

За Андреем закреплен Оскар. Собаке больше шести лет, и за это время она побывала на многих вызовах, последний раз – 20 января прошлого года, тогда в Мачулищах взорвались шесть гаражей. В основном кинологический отряд выезжает на случаи, когда взрываются газовые баллоны и происходят обрушения на стройплощадках. После хорошей работы собаку ждет угощение: Оскар любит вкусно покушать, особенно рад сыру.

Обычно в восьмилетнем возрасте собак-спасателей отправляют на пенсию. Очень часто кинологи забирают отслуживших товарищей к себе. Оскару шесть, Андрей Крученков пока не загадывает, сколько они вместе еще прослужат, но в случае чего с удовольствием заберет Осю. Дома у инспектора-кинолога живет немецкая овчарка, зовут ее тоже Оскар. Так совпало. Не все голливудские актеры могут похвастаться таким количеством ценных наград, а у белорусского кинолога их две.

lavrinovich@sb.by,

фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter