Лапти, господа, на гвоздике в музее

"Белорусский театр возвращается к человеку", - писала московская пресса после выступления наших артистов на фестивале "Молодость века".
"Белорусский театр возвращается к человеку", - писала московская пресса после выступления наших артистов на фестивале "Молодость века". Причем эту "сенсацию" обнаружили самые именитые театралы России. Вроде бы должно быть приятно - наконец-то нас заметили и оценили. Только невольно задаешься вопросом: если "возвращается к человеку" - откуда? Жюри престижного и действительно очень нужного фестиваля искренне изумилось, что у нас в театре главные герои уже не лапти и буслы, а интеллигентные молодые актеры. И сами спектакли не то что не стыдно показать - стыдно не показать. Может, на самом деле новое театральное поколение на наших глазах сделало какой-то невиданный прорыв на сцене? Думается, "сенсационность" наших спектаклей, при действительно хорошей игре, в другом - с ними крайне мало гастролируют. Даже по родной стране, не говоря уже о зарубежье.

На фестивале "Молодость века" были представлены две работы режиссера Валентины Ереньковой. Спектакль экспериментальной сцены ТЮЗа "История любви Полосатого Кота и Сеньориты Ласточки" и "Папа, папа, бедный папа..." Национального академического театра им. Горького. Обе постановки законно претендуют на то, чтобы называться мюзиклом. Не секрет, что Валентина Еренькова работает в тандеме с супругом, композитором Алексеем Ереньковым. Алексей восхищается талантом Валентины, в результате чего рождается музыка, которая гениально ложится на режиссерский замысел. Еренькова в этот раз в Москве сравнивали с Курехиным. Это мнение московского театрального педагога Бориса Каплана почетно, но все же быть просто Ереньковым тоже, знаете ли, очень солидно. Вот только свое как-то не ценится. Может, теперь, когда талант Еренькова отмечен в номинации "Признание" наряду с Робертом Стуруа, Марком Розовским и Николаем Сличенко, у себя дома нашему композитору воздадут должное?

Награды за лучшее исполнение мужской роли из Москвы также привезли актеры Андрей Коломиец и Сергей Чекерес. Красавцы мужчины. Но очень скромные - из дома в театр, из театра - домой. Никаких светских хроник, дорогих авто. У нас это не принято. А вы попробуйте купить билет на спектакль с Чекересом. Ему по статусу уже полагается быть столь же "раскрученным", как, предположим, в Москве Евгений Миронов. Кстати, Миронов недавно купил родителям квартиру и перевез их из Саратова в Москву. Ладно, не станем брюзжать, дескать, "а у нас...". Нам бы для начала хотя бы найти возможность показать эти прекрасные театральные работы в своем отечестве. Думается, идея прокатить мюзиклы Ереньковой по стране не представляется чем-то невозможным. Особенно в контексте мировой моды на жанр. Надо сказать, наша актерская молодость века ко всем своим драматическим способностям еще и прекрасно поет. А в свете реально существующей проблемы смены поколений на белорусской сцене (мэтры уходят, а поросль еще зеленая) те, кто уже признан, могли бы провести своеобразный мастер-класс. Уже не раз отмечалось, что молодой белорусский театр переживает уникальный период. Как говаривали раньше, очевиден не только поиск современного положительного героя, но и сам результат. Действительно, в случае с Павлом Адамчиковым, Сергеем Чекересом, Андреем Коломийцем мы имеем дело с "персонажами будущего".

На фестивале отмечалось, что белорусы не только блещут культурой поведения на сцене, они просто очень приятные в общении и красивые люди. Скажем, последние две жемчужины в портфолио актера Чекереса - роли Джонатана и Полосатого Кота. В первой он играет внутренний надрыв, во второй - любовную лирику. Но за этими прекрасными масками угадывается лицо артиста. Лицо нового героя. Он добрый и на многое способный. В меру ироничный и самокритичный. Талантливый и слегка печальный. Его невозможно не любить. И ужасно хочется всех с ним познакомить.

До встречи в театрах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter